Опус №2

Утром 1 августа «Апостол Андрей» вернулся в бухту Лямчина, на остров Вайгач, куда яхта доставила группу экологов из Нарьян-Мара.

Тем временем юнга Анна Золотина рассказывает об экскурсии в древний исчезнувший город Пустозёрск.

Мертвый город

Мертвый город

– Нарьян-Мар – очаровательный городок, просто загляденье. Он так радует глаз, особенно после острова Колгуев, где у моря рассыпаны серые, невзрачные дома. Простенькие без всяких архитектурных излишеств: ни тебе резных наличников, ни петушков на крышах, ни веселых занавесочек или фикусов на подоконниках, единственное украшение – тарелки телевизионных антенн. Улицы здесь сформированы очень просто – несколько сколоченных досок, три-пять. Если пять – это уже центральная улица – Оленная. Трафик на ней оживленный: тележки, велосипеды, коляски, самокаты. Среди всего этого транспорта ходят псы – лохматые и важные. На свистки, причмокивания и предложения погладиться не реагируют – торопятся.

Столица Ненецкого округа совсем другая. Современная, яркая, уютная и очень пустая, здесь все места – для поцелуев. В Нарьян-Маре мы познакомились с Андреем Николаевым – директором Пустозёрского музея, новым членом экипажа «Апостола Андрея» и нашим проводником в самый древний русский город Заполярья. Город, которого больше нет.

Воскресным утром 25 июля капитан Литау, художник Семенов и я погрузились в лодку Андрея и, зайцем петляя между мелей, понеслись по Печоре. Через какое-то время Николаев говорит: «Сейчас пойдем по «Бабьему» озеру. Если здесь случался шторм или еще какая неприятность, моряки брали в охапку какую-нибудь бабенку и шлеп ее за борт. Сразу все устраивалось».

Стела на месте Пустозёрска

Пустозёрская стела

Минут через пять после вышесказанного наш мотор фырчит и глохнет. Вот, мне это озеро сразу не понравилось! Под красноречивым взглядом моих спутников я съежилась, став совсем маленькой и неприметной. Но обошлось, нас спасли спасатели.

Андрей сразу же организовывает новую попытку добраться до Пустозёрска. На помощь на своей лодке примчался его товарищ Василий, мгновенно и с удовольствием ставший нашим другом.

Легендарный город, разобранный и увезенный с обживаемого в течение пятисот лет места, мы посетили в тот же день. Красота! Посмотрели на отсутствующие дома, отсутствующую церковь – ее когда-то писал художник Александр Борисов, – присутствующие могилы, странное озеро, в котором еще 15 лет назад жил бес, и самое впечатляющее – место сожжения протопопа Аввакума. До казни он много лет просидел здесь же в яме, руководил оттуда восстанием… Восхищаюсь его мужеством.

Рыжий конь

Рыжий конь

По дороге назад заглянули в деревню Устье. На берегу нас встретил жеребец – красивый и своенравный, как и полагается жеребцу. Василий обрадовался новому знакомству: давай обниматься и фотографироваться. Жеребец таких вольностей не стерпел, и дружбы не получилось. А вот с капитаном как-то сошелся, Литау угостил коня большим лакомством – свежей рыбкой. Кстати, я не сильно удивилась гастрономическим предпочтениям коняги. Борисов в книге «У самоедов» писал про осиротевших и выращенных в чумах, вскормленных грудью самоедок, оленей. Животные вырастали всеядными, как человек и ручными, как собака. Их называли авками.

В Устье стоит церковь, та самая, вывезенная из Пустозерска и написанная Борисовым. За деревней – кладбище. Странные вещи на нем происходят: добропорядочных граждан заносит песком, кресты периодически приходится откапывать, а вот грешников, похороненных за оградой, земля выталкивает, всюду торчат крышки гробов, кости, черепа.


Координаты «Апостола Андрея» (1.08.2010, 01:26 MSK):
69°48.78 с.ш., 59°38.80 в.д.

Комментариев: 0


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование