Бухта Благополучия, полуостров Сомнений

Прогноз, который мы получили в Русской гавани обещал ветер с северных румбов с усилением до штормового. И если у восточного побережья Новой Земли он был бы для нас попутным, то здесь, у западного, увы… Нужно было поторопиться, чтобы успеть обогнуть северную оконечность архипелага. Вернувшись с медвежьего сафари, не мешкая, мы подняли якорь и вышли в море.

Ветра не было и под мотором мы дотарахтели практически до самой северной оконечности Новой Земли. Завернув за угол, поставили паруса. Сразу засвежело, и «Апостол» резво побежал к мысу Желания.

Фото А.Золотиной

Фото А.Золотиной

Мыс Желания – величествен и красив, поэтому, наверное, и выбран он на роль главного мыса Новой Земли (хоть и не является ее северной оконечностью). Берега Северного острова, обращенные к сердцу Арктики, низменные и ничем не приметные.

Как-то совсем без напряжения за 20 часов мы преодолели 100-мильный отрезок. Оставили справа по борту остров Лошкина, названный так в честь помора, первым обошедшего вокруг Новой Земли в середине XVIII века, и встали на якорь в бухте Поспелова. В той самой бухте, где 100 лет тому назад бросил якорь «Дмитрий Солунский»: он – 17 августа, мы – 19-го.

Русанов подходил к мысу Желания трижды: первый раз днём раньше, но свежий восточный ветер, которому бухта открыта настежь, заставил «Солунского» уйти в море. Там они легли в дрейф, взяли серию гидрологических проб, и спустя сутки вернулись обратно. В третий раз судно пришло к мысу после безуспешной попытки обогнуть с востока ледяной массив преградивший путь на юг.

Фото А.Золотиной

Фото А.Золотиной

Цитата: «…Прошли около 70 км к востоку, держась вблизи кромки льдов. Дальше идти в том же направлении не решились, так как поднялся очень сильный ветер со снегом, от которого стало так темно, что и вблизи ничего нельзя было разобрать… Поэтому капитан взял курс к северо-западу и утром 20-го подошёл к мысу Желания. Судно остановилось в том же самом заливе, в котором стояло раньше, и который экспедиция назвала в честь своего смелого, опытного и отважного капитана, заливом Поспелова».

У нас погода была сносной, и творческая группа фотографов-художников была отпущена на берег под присмотром Давыдова. К ночи ветер усилился, пошёл мелкий дождь, берег накрыл туман, и мы снялись с якоря, чтобы продолжить движение на юг.

В 6 утра прошли ещё одно известное и драматичное место Новой Земли – Ледяную гавань. Здесь в 1596-1597 годах зимовало и погибло судно известного голландского мореплавателя Виллема Баренца. Баренц первым обогнул мыс Желания, но выйти на чистую воду не успел – в конце августа 1596 года судно вмерзает в лёд. В течение месяца голландцы построили дом, в котором перезимовали, но часть моряков до лета не дожила.

Смерть Баренца, картина 1836 г.

Смерть Баренца

В следующем году оставшиеся в живых во главе с Баренцем на двух шлюпках отправятся обратно вокруг северной части острова. Не всем будет суждено выбраться, и сам капитан останется навечно в этой стылой земле. Но 13 человек пересекут на открытых лодках море, впоследствии названое именем их командира, и достигнут острова Кильдин, где встретят поморов и будут спасены. Не перестаёшь восхищаться мужеством, терпением и мастерством этих людей.

К вечеру 20 августа «Апостол Андрей» достиг мыса Опасный. Обогнув полуостров Сомнений, мы встали на якорь в бухте Благополучия. Это последняя бухта, открытая для свободного посещения. Дальше пойдут районы с особым режимом плавания, или совсем закрытые для этого самого плавания.


Ваш Литау

Комментариев: 0


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование