Двойной портрет канала

В Арктику ведут разные дороги. Для нас традиционным стал путь через Ладогу, Онегу и Беломорско-Балтийский канал. В четвертый раз в пост-кругосветной истории «Апостола» мы идём знакомыми фарватерами. 

Дорога в Арктику

Дорога в Арктику

Это плавание особое, юбилейное. 20 лет назад приехал я в Беломорск для того, чтобы встретить английскую яхту «Wild Goose» и провести её из Белого моря в Чёрное. Это была первая ласточка – первая иностранная яхта, прошедшая внутренними водными путями России. Мы тогда пробили брешь в «железном занавесе», но она быстро затянулась. Понадобилось долгих 20 лет, чтобы иностранным прогулочным и спортивным судам разрешили, наконец, ходить по нашим рекам и каналам. Соответствующее постановление Правительства РФ принято в мае этого года.

Беломорско-Балтийский канал 1992 года и сегодняшний и похожи, и отличаются. Основное отличие в том, что все шлюзы одели в бетон и железо, а 20 лет тому назад стенки камер представляли собой решётку из толстых брусьев. За ними были видны скальные породы, в которых каналоармейцы вырубали ложе шлюзов. По камням стекала струйками тёмная вода. Один или два подобных шлюза мы видели еще 2007 году, когда  «Апостол» ходил на Соловки. Поговаривали, что их оставят такими в качестве исторических памятников. Увы…

В гостях у Виктора Дмитриева

В гостях у Дмитриева

Похожи каналы разных эпох завесой секретности, окутывающей ББК по сию пору. По-прежнему нельзя доставать фотоаппарат в шлюзе, ни в коем случае нельзя фотографировать разводной мост в Шижне. По стенкам шлюзов ходят вооружённые охранники, а их коллеги следят за вами в бинокли с устоев моста. Не существует пока и официальной электронной картографии канала. Хотя при желании и электронные карты, и фото, и даже видеофильм о канале можно найти в интернете.

20 лет назад довелось впервые посетить Петрозаводск, морской клуб «Полярный Одиссей», и познакомиться с его основателем Виктором Дмитриевым. И не только с ним. В те дни у Дмитриева заказывал лодку для своих походов Евгений Смургис. Сегодня его имя изрядно подзабыто, а в 92-м почти каждый номер «Катеров и яхт» писал об этом удивительном путешественнике.

Евгений прошёл из Мурманска до Владивостока на гребной лодке. Большей частью по Севморпути. Собирался плыть вокруг Света. Планам не довелось осуществиться – Смургис погиб в Бискайском заливе. Наша последняя с ним встреча состоялась осенью 1994 в Лондоне, в начале его кругосветки.  Об этом вспоминали мы с Виктором Леонидовичем, сидя на причале под сенью мачт «Апостола Андрея» и бригантины «Полярный Одиссей». Простившись с «одиссеями», заглянули на Кижи, попозировали на фоне церкви, как делал это 20 лет назад «Дикий Гусь».

Сергей Костин

Сергей Костин

В Петрозаводске на борт «Апостола» поднялся старпом «Роял Леопарда» Сергей Костин. Он с товарищами помог нам довести яхту до Беломорска, где собрался весь экипаж, уходящий к Шпицбергену. Сергей заядлый рыбак, а так как присоединился он к нам точно  в День Рыбака, то не мог не отметиться уловом – достал из вод канала щуку.

И в отсутствии Емели эту щуку просто съели. Однако, стихи…


Ваш Литау




Плавание по реке довольно азартное занятие, прямо-таки компьютерную  игру можно создавать. Нужно провести яхту между красных и белых буев и такого же цвета вешек. И те, и другие обозначают границу фарватера. Вешки торчат из воды копьями. Красные венчаются черным шариком и имеют свойства быть увиденными, только когда уже проплываешь мимо – сбоку, а не спереди. Вешки белого цвета совершенно сливаются с водой, и нужно быть зорким соколом, чтоб разглядеть их заранее.

«Апостол» и Кижи

«Апостол» и Кижи

Еще есть створы. Створ – это находка, приз, подсказка. Увидишь первый и радуешься – ага, сейчас нарисуется второй! И нужно направить свое плавсредство так, чтобы два знака слились в одну линию. Собрал этот пазл – тогда дело в шляпе, ты на верном пути! Встречный створ появляется спереди, кормовой, естественно, сзади. По нему лодку приходится вести с головой, повернутой на 180 градусов. Так башня может вертеться только рулевых, сов и филинов.

Кабы сухопутным человеком встретила в кустах это полосатое, прямоугольное или в форме юбки-клеш, сооружение из реек ни за что бы не поняла, что это навигационный знак. Можно посылать фотозагадку на телевидение, «знатоки», может, и догадаются, а вот «Две блондинки» точно сядут на мель.

Буи кромочные и поворотные, вешки, перевальные знаки, створы, туманы, суда, идущие навстречу, солнце в глаза – все это делает прогулку по реке увлекательным приключением. Крутишься, вертишься, высматриваешь, обгоняешь. И самое удивительное то, что за все свои вахты я ни разу не усадила «Апостол» на мель.


Анна Золотина


Комментариев: 0


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование