Мыс отважных моряков

Сегодня исполняется 400 лет со дня открытия мыса Горн – одной из самых легендарных географических достопримечательностей планеты. В мае 1615 года два купеческих судна Eendrach и Hoorn покинули голландский порт Хорн и отправились на поиски нового пути к Молуккским островам. В те годы существовало два пути из Европы в Индонезию: первый вокруг мыса Доброй Надежды, открытого в 1498 году португальцем Васко да Гамма, второй – через пролив, открытый в 1620 году Магелланом и сегодня носящим его имя. К началу XVII века оба этих пути контролировались Голландской Ост-Индийской компанией и были недоступны для купцов в неё не входивших. В морском же сообществе упорно бродили слухи, что Огненная Земля не связана с мифическим Южным континентом, и есть проход из Атлантического океана в Тихий южнее Магелланова пролива. На поиски этого прохода и отправилась голландская экспедиция, руководимая капитаном Виллемом Схоутеном и купцом Якобом Ле-Мером.

Мыс Горн в ясную погоду

Мыс Горн

К концу 1615 года они достигли берегов Южной Америки и вытащили суда на берег, чтобы очистить днища от ракушек и водорослей и заново их проконопатить. Во время работ возник пожар и меньшее судно – «Хоорн» – сгорает практически дотла. Мореходы продолжают плавание на одном судне. 24 января 1616 года они достигают входа в Магелланов пролив, но продолжают идти на юг в надежде, что берег вскоре должен закончиться.

Вскоре судно вошло в пролив – теперь это пролив Ле-Мер. 29 января обнаружили к западу два пустынных острова – остров Ленокс и остров Нуэва, а в полдень обогнули мыс, образованный двумя высокими горами. Посчитав его южной оконечностью Огненной Земли, капитан назвал мыс именем родного города Хорна. Горн – так теперь говорим мы.

В судовом журнале Схоутен напишет: «От этого места не было больше земли перед нами, и не оставалось никакого сомнения, что мы находимся в Тихом океане. Мы отпраздновали это важное открытие тройной порцией вина для команды».

В последующие триста лет мыс Горн обрастал историей, легендами и традициями. Известна дата первого крушения, произошедшего в его водах. Жертвой стал корабль «Оранжи Бум» голландской экспедиции 1642 года, целью которой было завоевание побережья Чили. Далее счёт жертв Горна неуклонно увеличивался и к настоящему времени достиг немногим менее тысячи судов.

Алексей Старков вспомнил о традиции «кейп-хорнеров».

Алексей Старков

С открытием в 1914 году Панамского канала, с приходом на суда паровых двигателей и, как следствие, закатом эпохи парусников снизилось и значение трассы огибающей мыс Горн. Этот удел сегодня остался только морским романтикам: яхтсменам и экипажам судов, работающих в Антарктике.

«Апостол Андрей» огибал мыс Горн дважды, причём в обоих направлениях. Точнее сказать: пересекал меридиан мыса, поскольку проходил намного южнее его – в антарктических водах. Первый раз это случилось в феврале 2002 года – с востока на запад во 2-м кругосветном плавании. 11 февраля мы прошли широту мыса Горн (что дало повод питерскому яхтсмену и журналисту Алексею Старкову вспомнить о древней традиции «кейп-хорнеров»), а меридиан перерезали позже, числа 23-го, уходя от антарктической базы «Беллинсгаузен». Второй раз «Апостол» был у мыса Горн 4 марта 2006 года во время 3-й кругосветки.

Но Бог, как говорится, любит Троицу…

 

Ваш Литау

 

Комментариев: 1


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование