Вардё

Заход в Вардё не планировался, но нужно было высадить даму, у которой не было российской визы. И хотя поначалу намечались другие пункты захода, но при взгляде на карту стало ясно, что порт этот расположен как нельзя более удачно – буквально на пути в Мурманск. Удобная бухта Вардё закрыта ото всех ветров. Яхтенной стоянки там нет, но существуют удобные причалы для рыбацких суденышек. Мы нашли свободное местечко, и простояли двое суток ожидая Джона и трюмную помпу.

Гавань Вардё

Гавань Вардё

Вот каким увидели российские путешественники город в начале прошлого века (А. Энгельмейер, «По русскому и скандинавскому северу», 1902 год):

«Мы пристали и вышли на берег. Сначала мне показалось, что я очутился в каком-то игрушечном городке, в каком-то нарядном приюте лилипутов. Чистенькие, шоссированные и круто выпуклые улички. Маленькие, опрятные, крашенные, деревянные домики, с хорошенькими, изящными магазинчиками. Несколько бодрых жителей кругом, которых, казалось, сюда пустили лишь для оживления картины, как статистов на сцену. Все это производило впечатление какого-то театрального городка, каких-то кулис и декорации, которые боишься задеть локтем или ногою на ходу…»

Почти таким же увидели его и мы. Разве, что деревянную церковь, сгоревшую в 1944-м во время войны, сменила новая – из бетона, да «бодрых жителей» заменили автомобили не часто, по одному, проезжающим по асфальтированным выпуклым улицам.

Стоянка ожидаемо затянулась. Джон прибыл только к исходу вторых суток, так что у нас было достаточно времени, чтобы ознакомится с самым восточным норвежским городом и его достопримечательностями. А надо заметить, что для городка с населением около двух тысяч человек их достаточно. И событий за его семивековую историю произошло немало и часто, говоря об этом небольшом поселении, употребляют слово: самый или первый, или вместе эти два слова.

Вардё. Набережная

Вардё. Набережная

Вардё и первый рыбацкий посёлок в Финмарке (так называют северные области Норвегии), он же: и самый старинный город Северной Норвегии, и единственный европейский город в арктическом поясе. Возник город у крепости Вардёхус, которая в свою очередь считается самой северной крепостью в мире. Есть у этой крепости и славная история: она дольше всех продержалась фашистскому натиску во Вторую мировую войну и первой подняла норвежский флаг после освобождения Северной Норвегии в октябре 1944-го. И есть сегодня хорошая традиция: встречать первое солнце после полярной ночи артиллерийским салютом.

Расположен город на небольшом острове Вардё. Остров соединён с материком трёхкилометровым подводным тоннелем, который ныряет на глубину 88 метров ниже уровня моря. И – правильно! – это первый подводный автомобильный тоннель в мире.

Основал крепость, первую церковь и посёлок король Дании и Норвегии Хокон. К сожалению, крепость увидеть не удалось, но в Поморский музей я заглянул. Находится он в фактории Бродткорба, известного и влиятельного местного семейства, расположенной в центре города. Фактория – комплекс портовых складов, построенная в середине – конце XIX века из сибирской лиственницы, одна из немногих построек не сгоревших во время бомбёжек конца последней войны.

Русское Поморье играло важную роль в истории Вардё. Со времён викингов норвежцы вели меновую или, как сейчас бы сказали, бартерную торговлю с поморами. Со временем центром этой торговли становится ближайший к России норвежский порт Вардё. В конце XIX века сюда заходило до 350 судов в год. Везли лес, бересту, дёготь, ржаную муку, ткани и прочие товары, обратно вывозили рыбу: треску, навагу, палтуса. Русские поморы рыбачили у берегов Норвегии. С 1875 года открыли пароходное сообщение с Архангельском. С началом Первой мировой войны объёмы торговли существенно сократилась. Революция поставила на сотрудничестве крест.

Гавань Вардё

Гавань Вардё

Рядом с Поморским музеем стоит бюст Вилема Баренца, нашедшего свою смерть на Новой Земле.

Через дорогу от музея стоит памятник Фритьофу Нансену. И это тоже объяснимо: Вардё был последним портом, откуда «Фрам» отправился в исторический дрейф. Перед началом плавания полярники посетили баню.

Слово Нансену: «Самое помещение внутри бани низкое, с полками, на которых лежат и парятся в горячем пару. Его непрерывно пополняют, поливая водой раскалённые камни, нагромождённые в нестерпимо жаркой печи, достойной самого ада. И при этом вас бьют берёзовыми вениками молодые финские девушки. Потом они вас массируют. Вся эта процедура столь же чиста, как и приятна».

Полярники прошлых лет знали толк в удовольствиях. Мы тоже заглянули в баню. Но ни жаркой печи, ни горячих финских девушек не обнаружили. Обыкновенная пошлая сауна и бассейн.

Сюда же, в Вардё, три года спустя с Земли Франца-Иосифа английский пароход «Виндворд» доставит Нансена и его спутника лейтенанта Йохансена после попытки достичь Северного полюса. Круг замкнётся.

Мемориал сожженных ведьм. Фото www.republicbuzz.com

Мемориал ведьм

Есть в Вардё ещё одна, на мой взгляд, уникальная достопримечательность: мемориал памяти жертв инквизиции. Или если быть совсем точным: Мемориал сожженным ведьмам. Оказывается, город этот был не всегда таким тихим и в средние века здесь кипели страсти. С 1600 по 1692 год здесь была сожжена 91 ведьма. Получается по одной в год.

Авторы мемориала – архитектор Петер Цумтор и художник Луиза Буржуа. Памятник установлен примерно в том месте, где совершались казни. Длинное сооружение снаружи похоже на гармошку, по которой проходишь на борт самолёта. Довольно длинную. Внутри сумеречно, по бокам на разных уровнях расположены оконца, через которые проникает свет. На стенах закреплены мемориальные доски с именами и историями жертв. Пройдя по коридорам, оказываешься у тёмного стеклянного куба. Внутри стекла стоит стул, из которого вырываются языки пламени, отражающиеся в девяти овальных зеркалах расположенных по кругу над стулом. Луиза Буржуа говорит о женщинах и их социальном окружении. Они были матерями, женами, и стул с пятью языками пламени должен символизировать членов их семей. Зеркала символизируют свидетелей их жестокого убийства.

Сейчас обсуждаются планы провозгласить Вардё столицей ведьм. Будет куда слетаться на шабаш.

 

Ваш Литау

P. S. Тем временем первый этап плавания яхты Northabout завершён. 14 июля яхта ошвартовалась у причала Мурманского морского торгового порта. В данный момент идёт подготовка к переходу Северным морским путём.

Комментариев: 1


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование