Острова моря Лаптевых

Пройдя без помех пролив Вилькицкого, мы надеялись на такое же лёгкое продолжение в море Лаптевых. По крайней мере, ледовые карты сразу за проливом были раскрашены в голубенький цвет, что обещало чистую воду на первых порах. Но это оказалось неправдой – сразу же за проливом нас ожидали льды сплочённостью до 6 баллов, и кромка их отклонялась на восток, вглубь моря, ко льдам ещё более серьёзным и сплошным.

Первая швартовка к льдине

Швартовка к льдине

Мимо прошли ледокол «Ямал» и следовавший за ним танкер. Они тоже не попёрли напрямую во льды, а пошли южнее, примерно тем самым курсом, что был нужен и нам. Дэвид, глядя на тающие в вечернем тумане кормовые огни судов, вздыхал: «Конвой…» Что по-нашему означает: караван. Но у конвоев свои пути и скорости нам недоступные. Да и неспортивно это – за караваном. Как говорят англичане: «It is not fair play».

Наблюдая такое расхождение между картой ледового прогноза и действительностью, я решил, что лучше будет постоять ночь где-нибудь под берегом на якоре. Утро вечера мудреней. Но и к берегу нам тоже не удалось пройти: путь перекрывали всё те же льды. Выбрали на кромке поля льдину посолидней, и ошвартовались к ней.

Утро же оказалось не мудрым, а мудрёным. Льды обошли нас со всех сторон и закупорили выход на чистую воду. Попались! Пришло время проверить яхту на прочность в боевых условиях. Денис и Дэвид взяли в руки шесты, я – штурвал, и мы приступили к борьбе за свободу. Алюминиевый Northabout конечно не стальной «Апостол», выкованный в Твери и закалённый во льдах арктических морей, но с задачей тоже справился. Через полтора часа, приобретя на корпусе первые боевые отметины, мы вышли на чистую воду.

В тот день, 10 августа, вперед удалось продвинуться не слишком: дошли до островов «Комсомольской правды». Дальше пути снова не было, и мы встали на якорь почти в том же месте, где 10 августа 1999 года стоял «Апостол Андрей». Подумалось: «Вот интересно: а мы все «апостольские» места и стоянки обойдём?» Оказалось не все: Хатангский залив, острова Большой Бегичев и Песчаный миновали в приличном удалении.

Затерло!

Затерло!

Покинув острова «Комсомольской правды», прошли ещё 80 миль и остановились у кромки льдов, которые собрал вокруг себя остров Андрея. Вновь выбрали льдину посимпатичней и привязались к ней. Мимо со скоростью 0,8 узла проплывали строения, оставленной одноименной полярной станции.

К утру наша льдинка разогналась до полутора узлов. Пришла пора с ней расставаться, чтобы не повторять уроки пройденного. Прошли полярку в обратном направлении и, найдя хорошую стамуху, завели яхту в тихую гавань. Справка: стамуха – льдина, сидящая на грунте.

Так пройдёт день, ночь и ещё один день. Мы будем покидать стоянку, ходить на разведку к кромке льдов и возвращаться обратно к стамухе. Она же будет прикрывать нас от ветра, волн и льдов, понемногу тая и разрушаясь.

Наступило 13 августа. И вспомнились слова вождя: «Вчера было рано, завтра будет поздно». Значит – сегодня! Мы в пятый раз миновали полярную станцию, и пошли на штурм льдов острова Андрея. Денис взбежал на мачту до первых краспиц, чтобы направлять наше движение. Первую полосу прошли успешно. Небольшая передышка в тихой заводи за островом и новые полосы льда. Теперь старпому пришлось подняться до вторых краспиц, и мы вновь успешно одолели все лабиринты и ловушки, не коснувшись ни одной льдинки.

К ночи подошли к острову Петра. К северу от него стояли сплоченные льды, проходов между ними не было. Попытались обойти по мелководью, но у самой последней льдины коснулись килём грунта. Подняли киль и уселись на брюхо. Не хватило каких-то сантиметров воды!

Полярная станция «Андрей»

Станция «Андрей»

Что было на следующий день, я описал в предыдущем очерке.

Шторм, который принёс столько острых мгновений и переживаний, разметал льды за островом Петра, мы беспрепятственно обогнули его на следующий день и начали спускаться на юг моря Лаптевых.

Потом было плавание к северу от островов образующих дельту реки Лена. Часто приходилось пробираться по глубинам близким к нашей осадке. Но главной проблемой здесь явились не столько природные явления, сколь препятствия созданные людьми. Граница территориальных вод. Без особой нужды пересекать её не рекомендуется, а в случае необходимости нужно заранее уведомлять. Чтобы не делать ни того, ни другого мы шли, прижимаясь левым бортом к кромке льдов, которая иногда подходила вплотную к запретной черте. Но ни разу её не пересекла! Денис выразил мнение, что льдам тоже не дозволено лишний раз покидать нейтральные воды.

Теперь всё это позади. Вчера ночью Northabout прошла проливом Дмитрия Лаптева, который отделяет Новосибирские острова от материка, и вышла в Восточно-Сибирское море. Оглядываясь назад и зная ледовую обстановку впереди, думаю, что не будет уже в этом году столь интересного и захватывающего участка каковыми были ледовые лабиринты островов моря братьев Лаптевых.

 

Ваш Литау

 

Историческая справка.

Двоюродные братья-погодки Харитон и Дмитрий Лаптевы, в честь которых названо арктическое море между Северной Землей и Новосибирскими острова, родились на рубеже XVII века в Псковской губернии.

Харитон Прокофьевич Лаптев в 1726 году произведен в мичманы. За якобы сдачу без боя фрегата «Митава» вместе со всеми офицерами корабля был приговорён к смертной казни, но затем был оправдан. Командовал придворной яхтой «Декроне», и после производства в лейтенанты флота в 1737 году назначен во Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию Витуса Беринга командиром дубель-шлюпа «Якутск» вместо погибшего Василия Прончищева. Якутско-Енисейскому отряду предписывалось обследовать и описать побережье океана к западу от Лены до устья Енисея.

Вместе с братом, прибывшим с докладом в С.-Петербург, вернулся в Якутск.

Харитон Лаптев считается первооткрывателем и создателем первой карты Таймыра. В 1739 году на «Якутске» спустился по Лене, вышел в океан и достиг устья реки Оленек. На следующий год, покинув затертое льдами судно на широте 75°30’, добрался с командой до берега. Не сумев за два года обогнуть Таймырский полуостров по воде, решил сделать это посуху. Разбив отряд на несколько партий, одну из которых возглавил штурман Семен Челюскин, сам Лаптев дошел от зимовья до озера Таймыр и далее до Таймырской губы. Вместе с Челюскиным нанес на карту ряд бухт, мысов и прибрежных островов. Теперь эти земли носят имя берега Харитона Лаптева.

Вернулся в С.-Петербург в 1743 году. Донесения и отчеты Лаптева содержали ценные сведения о побережье полуострова Таймыр. Впоследствии продолжил службу на судах Балтийского флота. Умер в 1753 году.

Дмитрий Яковлевич Лаптев произведен в лейтенанты флота в 1731 году. Участвовал в Великой Северной с самого начала экспедиции. В 1736 году сменил погибшего в первую же зимовку лейтенанта Лассиниуса во главе остатков Якутско-Колымского отряда. Через три года на дубель-шлюпе «Иркутск» сумел через тяжелые льды выйти в Восточно-Сибирское море и добраться до устья Индигирки, а на следующий год – до устья Колымы. С лета 1742 года отряд Дмитрия Лаптева посуху и на шлюпках исследовал бассейн реки Анадырь, где и закончил свою работу.

После возвращения с Камчатки, Дмитрий Лаптев продолжал служить, командуя различными кораблями на Балтике. В мае 1757 года был произведен в контр-адмиралы и назначен командующем Кронштадтской эскадрой. В 1762 году в чине вице-адмирала вышел в отставку. Скончался в родовом поместье в Великих Луках в 1771 году.

комментария 3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование