Северный морской путь пройден

Август оправдал наши надежды. Вчера в 9 утра по московскому времени Northabout пересекла незримую границу – восточный рубеж акватории Северного морского пути. С этого момента можно официально считать факт, вынесенный в заголовок, состоявшимся.

Отметим, что Northabout – единственная яхта, которая дважды прошла Северным морским путем, причём в обоих направлениях. То же самое удалось сделать и вашему покорному слуге.

Чукотское море

Чукотское море

Вместе с рубежом была пройдена и международная линия перемены дат – линия, на которой рождается  новый день. Что из этого следует? Если судно следует с востока на запад, то один день из жизни моряка выбрасывается, если с запада на восток – день приходится проживать дважды. Поэтому, закончив жить одну субботу, мы в полночь начали вторую. В итоге выходные состояли из двух суббот и одного воскресенья.

В южной части Чукотского моря льдов нет, а южного ветра оказалось с избытком, и яхта под гротом с двумя рифами и половинкой стакселя скачет по волнам со скоростью до десяти узлов. Соответственно всё скачет и летает внутри лодки: команда, посуда и всякие предметы яхтенного быта. И дует такой ветер уже не один день. А в 1998 году, здесь же, всё было забито льдами и этот самый южный ветер мы ждали пять недель.

Вот записи тех дней: «Ледовая обстановка крайне неблагоприятная. Забит весь пролив Лонга. Южных ветров практически нет, а если есть, то не более, чем на полдня, а так все с северо-запада. Прессует и прессует. После недельной стоянки вновь вернулись к Шмидта 20-го, в четверг. А в пятницу нас опять поманили южным ветром. В субботу утром дискуссия – идти дальше или не идти… Я за то, чтобы идти, но понимаю, что будет, если мы где-нибудь застрянем. Да и не вижу смысла, и веры нет в то, что мы пройдём до Певека. В итоге стояли ещё больше недели, в течение которой дул крепкий северо-запад. Вода вокруг лодки стала замерзать да и в лодке тоже – перемёрзли краны водопроводов».

После моря Лаптевых было Восточно-Сибирское море. Айонский ледяной массив, в «южных языках» которого мы блуждали восемнадцать лет назад, вновь, как и встарь, спустился далеко на юг, запирая выход на восток. Но благодаря неустанной заботе нашего друга – ведущего специалиста Штаба морских операций Сергея Дейнека, положение льда нам было хорошо известно, и мы без проблем обогнули его языки.

 Айонский ледяной массив

Айонский массив

Наличие льдов по курсу яхты можно было определить и по «ледяному небу». Отражение на облаках светлого льда выглядит белой полоской по горизонту – сплошной или прерывистой, если между льдами есть полыньи. О пространствах открытой воды впереди говорит «водяное небо» – тёмная полоса горизонта. Яркость и размеры эффекта зависят от освещённости, состояния льдов и облачности.

Из всех пяти российских арктических морей Восточно-Сибирское оказалось самым спокойным. Ничем оно нас не озадачило и хлопот не доставило. Прошли мы его при лёгких попутных ветрах, любуясь красивыми восходами и закатами, огромной луной и первыми звёздами. Там же мы увидели и первое северное сияние в этом году.  Полярный день закончился, наступают тёмные времена.

 

Ваш Литау

комментария 4


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование