Три мыса

Первый – мыс Доброй Надежды, которому, открывший его португалец, дал когда-то название «мыс Бурь». И потому ли, что о бурях не следует поминать в море, где они бывают так часто, а о своих добрых надеждах люди боятся говорить, – но мыс этот стал безымянным, просто Мысом. Второй великий мыс почему-то редко, почти никогда, не называют мысом. Моряки говорят «рейс вокруг Горна», «мы обогнули Горн», «нас отчаянно трепало за Горном» и так далее, но очень редко моряк скажет «мыс Горн» и не без основания, так как мыс Горн столько же остров сколько мыс. А мыс Луин, третий в мире по силе штормов, обычно называют его полным именем – как бы в виде компенсации за отведённое ему второстепенное место. Таковы три мыса, которые бывают свидетелями страшных бурь.

Джозеф Конрад. «Зеркало морей»

 

Мыс Зенит

Мыс Зенит

На мой взгляд, есть ещё три, не менее серьёзных мыса, на нашей планете: Нордкап, мыс Челюскин и Пойнт Зенит. Каждый из них является северной оконечностью своей части Света: Европы, Азии, Америки. Все три этих мыса расположены за Северным полярным кругом и являются свидетелями не только страшных бурь, но и жутких морозов и, по крайней мере, два из них, многомесячных тяжелых льдов.

И все три мыса яхта Northabout собрала в одну навигацию, в нынешней своей полярной кругосветке. Про Нордкап мы писали 11 июля, мыс Челюскина был 9 августа, а мыс Зенит, северную оконечность Америки, яхта миновала в полдень 10 сентября.

Расположен уважаемый «нос» в проливе Белло и ничем кроме широты не примечателен, как впрочем, и большинство его собратьев. Невысокий, сложенный из щебня выступ материка, на самом севере Северной Америки. Не зная, что это мыс Зенит ни за что и внимания на него не обратишь.

На входе в пролив

Вход в пролив

Пролив Белло – самый узкий из всех судоходных проливов Канадской Арктики. Местами ширина его не превышает и полумили, зато глубина может достигать трёхсот метров – такая вот трещина, отколовшая остров Сомерсет от Америки. Пролив сложный в навигационном отношении и, в первую, очередь из-за сильных приливных течений, которые, в той его части, где дно поднимается до глубины в 20 метров, могут достигать скорости в 8 узлов.

«Проносимся мимо скалы Магпай и попадаем в водовороты, которые вращают, как игрушки, льдины размером с нашу яхту, а мелкие льдины проносит мимо нас в разных направлениях. Яхта почти не слушается руля. Длится это родео несколько минут, и вскоре нас выносит на широкий плёс», – таким мы увидели пролив с борта «Апостола Андрея» четырнадцать лет назад.

На этот раз течение было не менее стремительным, но более спокойным. По видимому, величина прилива оказалась больше, и скалу Магпай совсем скрыло под водой. К тому же, сегодня совсем нет льдов. И хотя мы пришли практически в то же самое время, в 2002 году – двумя днями раньше, разница разительная.

Берега пролива Белло

Берега пролива

Льды тогда носило не только по проливу. Они сидели на мелях, забили впереди весь пролив Принца Регента и фланировали по бухте Депо, где нам, в компании двух француженок, довелось целую неделю коротать время, в ожидании своей судьбы. То были старые, прошлогодние, льды. Но и ледообразование уже шло полным ходом. Каждое утро, после ночных заморозков, мы обнаруживали новые, молодые льды. Ловушка тогда чуть не захлопнулась. Но судьбу решил канадский ледокол Louis S. StLourent.

Пролив Белло очень живописен. Команда высыпала на палубу, любуясь красотами, снимая себя и позируя на фоне скалистых берегов. Подняли в воздух дрон, чтобы отснять проход яхты по проливу. Не смог отказать себе в удовольствии – завёл яхту в бухту Депо. Высаживаться не стали, не спеша прошли мимо памятных мест.

К ночи пошёл лёгкий пушистый снег. Зима, однако, не за горами.

 

Ваш Литау

комментария 3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование