Опус № 13. Исключительные везунчики

Amundsen Gulf, Dolphin and Union Strait, Coronation Gulf, Dease Strait, Queen Maud Gulf, Victoria Strait, Larsen Sound, Franklin Strait, Bellot Strait, Prince Regent Inlet, Lancaster Sound – залив Амундсена, пролив Долфин анд Юнион, бухта Королевы Мод… И всего их, от моря Бофорта до Баффинова залива, числом двенадцать: бухт, заливов, проливов и зундов нанизанных на трассу Северо-Западного прохода, если идти южным маршрутом. Это – генеральным курсом, не считая всяких мелких проливов и не заглядывая по пути в бесчисленные бухты и инлеты. Такое вот ожерелье студеных водоёмов протяжённостью в одну тысячу двести миль.

Берега Канады

Берега Канады

Первым его одолел Руал Амундсен. Три года с 1903 по 1906 ушло у великого норвежца на это мероприятие. Две первые зимовки яхта «Йоа» провела у острова Кинг-Уильям в бухте, которая в последующем получит имя Йоа-Хейвен. Во время этих зимовок Амундсен совершил поход к Северному магнитному полюсу. Третья зимовка будет у острова Хёршел. Необходимость в ней вызывала недоумение у соратников: канадское побережье и северные берега Аляски в августе-сентябре 1905 года были свободны ото льда. Сам же Амундсен объясняет ситуацию тяжёлыми льдами. Есть мнение, что главной причиной третьей зимовки было то, что Амундсен считал двухгодичное путешествие слишком коротким – эпохальные экспедиции Нансена и Свердрупа длились по 3-4 года.

Первым из яхтсменов, одолевшим непростой маршрут, стал 54-летний бельгиец Вилли де Роос. Случилось это в 1977 году. Начиналось плавание от Гренландии. В компании с 13-метровым стальным кэчем Williwaw шла 9-метровая канадская яхта, но вскоре из-за поломки редуктора канадцы отстали. Ледовая обстановка в западной Арктике оказалась непростой: де Роосу довелось и застревать во льдах, и идти на таран, прокладывая себе путь. В бухте Йоа яхту покидает второй член экипажа и далее Вилли продолжает плавание в одиночку и успешно его завершает. Название яхты, хотя и созвучное с именем владельца, имеет иное происхождение: Williwaw – это холодный ветер с Анд, дующий в Патагонии.

Первый айсберг

Первый айсберг

Четверть века спустя «Апостол Андрей» проложил в Канадскую Арктику дорогу отечественным яхтсменам. Три российских экипажа вслед за нами побывали здесь: в 2010 питерский «Пётр I» капитана Даниила Гаврилова; в 2011 – ивановский разборный надувной тримаран «Русь» (руководитель экспедиции Олег Волынкин); 2012 год – 30-метровая яхта «Скорпиус», капитан Сергей Низовцев.

12 сентября Northabout вышла из пролива Ланкастер, формально завершив тем самым плавание Северо-западным проходом, потратив на все две недели. Довольно скучные недели. Сплошное тарахтение под дизелем, иногда в компании с парусами, и совсем редко – одни паруса. Небеса тоже ничем не радовали, день и ночь, сплошь укутанные облаками.

Только в последние два дня Арктика, спохватившись, подстроила нам парочку каверз. Первый раз на выходе из пролива Принца Регента в пролив Ланкастер мы, полагаясь на ледовые карты, наткнулись на опускающийся в пролив язык сплоченных льдов. Попытка обойти его с запада привела к тому, что мы всё больше отклонялись от нужного направления. Через пару часов Барбара, намётанным во льдах моря Лаптевых глазом, нашла слабое звено в ледовой перемычке. Пробив ее, мы вырвались на свободу.

Последняя льдинка

Последняя льдинка

Второй раз, ночью, уже в Ланкастере, и опять в месте, где по карте нас ждала чистая вода, мы, к вящей радости стоявшего на вахте Йохана, забрели в обширное поле разреженных льдов. Наследник славы Амундсена, книгу которого он штудирует между вахтами, огорчался, что плавание путями великого соотечественника оказалось таким простым и неинтересным. Интересным оказалось же другое: карта, полученная на следующий день, показала, что весь этот ломаный лёд, пытавшийся нас остановить, собрался-таки и перекрыл выход из пролива Принца Регента. Но уже позади нас. Успели.

Ещё немного цифр. Яхта Northabout в своё время стала четвёртой яхтой, после «Апостола Андрея», «Вагабода» и «Дагмар Аэн», которой удалось совершить полярную «кругосветку» – пройти по периметру Северного Ледовитого океана. Тогда на это ушло три навигации. Сегодня нам с ней удалось сделать то же самое за одну навигацию и опять Northabout четвёртая: после «Петра I», Northern Passage и «Скорпиуса». Но зато она стала первой, кто проделал этот путь дважды.

Главу в книге, описывающей приключения «Апостола» в Канадской Арктике, я завершаю вопросом: «Что дальше?» И сам же отвечаю: «А дальше: полный круг по Ледовитому океану за одну навигацию. Тот, кто возьмётся за это, должен быть исключительным везунчиком».

 

Ваш Литау

комментария 4


Оставить комментарий


Все права защищены © 2009-2017, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование