Опус № 13. Исключительные везунчики
Amundsen Gulf, Dolphin and Union Strait, Coronation Gulf, Dease Strait, Queen Maud Gulf, Victoria Strait, Larsen Sound, Franklin Strait, Bellot Strait, Prince Regent Inlet, Lancaster Sound – залив Амундсена, пролив Долфин анд Юнион, бухта Королевы Мод… И всего их, от моря Бофорта до Баффинова залива, числом двенадцать: бухт, заливов, проливов и зундов нанизанных на трассу Северо-Западного прохода, если идти южным маршрутом. Это – генеральным курсом, не считая всяких мелких проливов и не заглядывая по пути в бесчисленные бухты и инлеты. Такое вот ожерелье студеных водоёмов протяжённостью в одну тысячу двести миль.
Первым его одолел Руал Амундсен. Три года с 1903 по 1906 ушло у великого норвежца на это мероприятие. Две первые зимовки яхта «Йоа» провела у острова Кинг-Уильям в бухте, которая в последующем получит имя Йоа-Хейвен. Во время этих зимовок Амундсен совершил поход к Северному магнитному полюсу. Третья зимовка будет у острова Хёршел. Необходимость в ней вызывала недоумение у соратников: канадское побережье и северные берега Аляски в августе-сентябре 1905 года были свободны ото льда. Сам же Амундсен объясняет ситуацию тяжёлыми льдами. Есть мнение, что главной причиной третьей зимовки было то, что Амундсен считал двухгодичное путешествие слишком коротким – эпохальные экспедиции Нансена и Свердрупа длились по 3-4 года.
Первым из яхтсменов, одолевшим непростой маршрут, стал 54-летний бельгиец Вилли де Роос. Случилось это в 1977 году. Начиналось плавание от Гренландии. В компании с 13-метровым стальным кэчем Williwaw шла 9-метровая канадская яхта, но вскоре из-за поломки редуктора канадцы отстали. Ледовая обстановка в западной Арктике оказалась непростой: де Роосу довелось и застревать во льдах, и идти на таран, прокладывая себе путь. В бухте Йоа яхту покидает второй член экипажа и далее Вилли продолжает плавание в одиночку и успешно его завершает. Название яхты, хотя и созвучное с именем владельца, имеет иное происхождение: Williwaw – это холодный ветер с Анд, дующий в Патагонии.
Четверть века спустя «Апостол Андрей» проложил в Канадскую Арктику дорогу отечественным яхтсменам. Три российских экипажа вслед за нами побывали здесь: в 2010 питерский «Пётр I» капитана Даниила Гаврилова; в 2011 – ивановский разборный надувной тримаран «Русь» (руководитель экспедиции Олег Волынкин); 2012 год – 30-метровая яхта «Скорпиус», капитан Сергей Низовцев.
12 сентября Northabout вышла из пролива Ланкастер, формально завершив тем самым плавание Северо-западным проходом, потратив на все две недели. Довольно скучные недели. Сплошное тарахтение под дизелем, иногда в компании с парусами, и совсем редко – одни паруса. Небеса тоже ничем не радовали, день и ночь, сплошь укутанные облаками.
Только в последние два дня Арктика, спохватившись, подстроила нам парочку каверз. Первый раз на выходе из пролива Принца Регента в пролив Ланкастер мы, полагаясь на ледовые карты, наткнулись на опускающийся в пролив язык сплоченных льдов. Попытка обойти его с запада привела к тому, что мы всё больше отклонялись от нужного направления. Через пару часов Барбара, намётанным во льдах моря Лаптевых глазом, нашла слабое звено в ледовой перемычке. Пробив ее, мы вырвались на свободу.
Второй раз, ночью, уже в Ланкастере, и опять в месте, где по карте нас ждала чистая вода, мы, к вящей радости стоявшего на вахте Йохана, забрели в обширное поле разреженных льдов. Наследник славы Амундсена, книгу которого он штудирует между вахтами, огорчался, что плавание путями великого соотечественника оказалось таким простым и неинтересным. Интересным оказалось же другое: карта, полученная на следующий день, показала, что весь этот ломаный лёд, пытавшийся нас остановить, собрался-таки и перекрыл выход из пролива Принца Регента. Но уже позади нас. Успели.
Ещё немного цифр. Яхта Northabout в своё время стала четвёртой яхтой, после «Апостола Андрея», «Вагабода» и «Дагмар Аэн», которой удалось совершить полярную «кругосветку» – пройти по периметру Северного Ледовитого океана. Тогда на это ушло три навигации. Сегодня нам с ней удалось сделать то же самое за одну навигацию и опять Northabout четвёртая: после «Петра I», Northern Passage и «Скорпиуса». Но зато она стала первой, кто проделал этот путь дважды.
Главу в книге, описывающей приключения «Апостола» в Канадской Арктике, я завершаю вопросом: «Что дальше?» И сам же отвечаю: «А дальше: полный круг по Ледовитому океану за одну навигацию. Тот, кто возьмётся за это, должен быть исключительным везунчиком».
Ваш Литау
Из четырех яхт две из них вел один капитан?..
Лихо сюжет закручен. Пейзажи суровые. С проходом Вас мореходы!
Капитану шлёт привет Солнечный Кисловодск, желает удачи!
Экипаж и героического капитана уже почти можно поздравить! Осталась “чистая вода”. Но для соблюдения формальностей пока поздравлять не буду. Пожалуйста, спокойно, неспешно и без экстрима завершите поход; и тогда в честь успеха вашего предприятия нарушу здоровый образ жизни и “жахну” чего-нибудь крепенького! :)