Большой и маленькая
Двигаясь в тумане, мы строили разные гипотетические предположения в каком неведомом месте или времени мы выскочим из этого молока. Земля Санникова, Атлантида, Гиперборея, Карибы – все это легкие фантазии по сравнению с той сказкой, в которую мы попали в действительности. Но обо всем по порядку.
«Льдинка, льдинка, скоро май…» – бодро вопил рулевой, без усилий промахиваясь мимо всех гармонических сочетаний и нот. Вероятно, он надеялся, что стада выпускаемых им «петухов» расчистят нам путь во льдах. Не тут-то было.
Ледяное поле, которое мы встретили двигаясь под парусами вдоль побережья Ямала, только плотнее скучковалось, вытесняя нас с курса «северо-восток» на курс «восток». Обстановка методично подталкивала экипаж к мысли, что в море таким одаренным певцам делать нечего, и лучше бы нам высадить артиста на берег, чтобы там петь свои песни оленеводам и оленям.
На радаре, в нескольких милях от себя, мы обнаружили большое судно, шедшее перпендикулярным курсом. Через некоторое время мы стали его наблюдать на горизонте. Еще через час оно уже было в полумиле от нас и вызвало по рации. Это оказался ледокол «Владивосток». Он работает в Карском море, обеспечивая безопасность геологоразведочной буровой вышки, защищая ее ото льдов.
Капитан ледокола поприветствовал нас, выразив крайнее удивление присутствием парусной яхты в Карском море. Мы перешли с основного на вспомогательный радиоканал и продолжили светскую беседу в нейтральных водах. С ледокола попросили походить с парусами перед ними, чтобы они поснимали нас на фото- и видеокамеры. Кто ж им поверит без документального подтверждения, что не все яхтсмены стремятся в теплые моря?! Как выяснилось, капитан ледокола в свободное время сам гоняет на парусной яхте класса «Нева» в Санкт-Петербурге, поэтому интерес к заполярным яхтсменам у него был искренним.
Мы пригласили капитана в гости на «Апостол» и уже через полчаса ледокол лег в дрейф, закрывая нас от 3-бальной волны. Мы срубили паруса, подошли с подветренной стороны на дистанцию 20-30 метров. С ледокола в это время спустили трап и катерок. На этом катерке к нам и прибыли гости.
Узнав, что мы в море уже 7 дней, капитан ледокола сделал нам предложение, от которого невозможного было отказаться. «Ребята, а пойдемте к нам, я вам ледокол покажу, у нас банька есть», – сказал он. И от огоньков, которые загорелись у нас в глазах, стало как-то светлее на палубе.
Мы пришвартовались к ледоколу посреди Карского моря и пошли в гости. 16-метровая яхта, которая кажется огромной рядом с простой моторной лодкой, рядом с ледоколом смотрелась как бумажный кораблик рядом с той же моторкой.
Нам показали действующий, рабочий ледокол во всех подробностях. Мы были на мостике управления этим огромным судном, в машинном отделении, в каюте капитана, нас покатали на судовом лифте, показали опреснители морской воды, огнетушители размером с бочки для кваса, механизмы управления винто-рулевыми колонками размером со строительный вагон и дизель-генераторы размером с половину нашей яхты. И чистота! Чистота тотальная и вызывающая уважение. У нас было полное ощущение, что мы попали на космический корабль.
Пока капитан, старпом и механики водили нас по ледоколу – нагрелась банька. Банька в себя включает: 5 душевых кабин с ПРЕСНОЙ(!) ГОРЯЧЕЙ(!!) водой в ИЗБЫТКЕ(!!!), сауну – человек на 10-15 сидя или на 6 лёжа – и, внимание, БАССЕЙН(!!!!) на 30 кубометров с подогретой до комфортной температуры забортной водой, прошедшей очистку фильтрами. Мы окатывались пресным душем, шли в парилку, из парилки – в душ, из душа – в бассейн, и так далее, по бессчетному количеству кругов. Мы резвились как дети. Бултыхались бомбочкой, сверкая незагорелыми частями тел, безуспешно пытались донырнуть до дна, выталкиваемые на поверхность морской водой. Раскинув руки и ноги звездочкой, мы парили в невесомости. В сауне, прогреваясь до всех внутренних органов, мы с трудом верили, что это всё происходит за Полярным кругом, за пределами территориальных вод России и в реальности.
К нам присоединился капитан ледокола и мы разговаривали разговоры: о яхтах, о выборгских шхерах, об охоте, о рыбалке на реке Волга и на реке Молога. О конструкторах яхт и маршрутах путешествий, о тонкостях настройки парусов, о песцах и белых медведях, о ледовой обстановке по нашему маршруту и прелестях отдыха на яхте в Средиземном море в сентябре.
Капитаны (яхты и ледокола) обменялись книгами и сувенирами с судовыми печатями, обсудили свои серьезные капитанские реалии: о штатном расписании судов и нормативно-правовых документах, о финансировании и северных надбавках, графике трудовых вахт и отпусках. Разговоры из бассейна плавно переместились в столовую, где для чистых и счастливых нас накрыли ужин. На борщ и флотские макароны мы ответили арбузом и не только… Чем, надеемся, порадовали капитана и старпома ледокола. Ужин был великолепен! Особенно он понравился нашему коку, который впервые за неделю ел не то, что приготовил сам. И ел с удовольствием и аппетитом!
Как известно, заканчивается всё, и даже хорошее. Нам надо было собираться. Команда ледокола, собравшаяся на палубе, смотрела на нас с завистью: «Яхта, романтика, паруса, ух…». Мы смотрели на команду ледокола тоже с нескрываемой завистью: «Комфорт, отдельные каюты с телевизорами, спортзал, банька, эх…». Так и расставались, завидуя друг другу.
Отвалив, мы смотрели, как ледокол удаляется все дальше и дальше, скрываясь за горизонтом. Но… Через час мы снова заметили его достаточно близко, он шел параллельным курсом. Конечно, мы понимали, что «Владивосток» занят свои делом, просто векторы наших курсов совпадают, а его скорость гораздо выше, поэтому он легко нас догнал. Было тепло и приятно наблюдать его рядом. Наверное, так себя чувствует первоклашка, когда знает, что может безнаказанно задирать пятиклассников, потому что рядом – старший брат с друзьями, и он его не даст в обиду.
Вахта, на дежурство которой пришлось знакомство с ледоколом, была очень горда собой. «Проголосовать» в Арктике ледоколу, то еще приключение и адреналин!
Следующим утром, отдохнувшие и чистые, за завтраком с чаем с оладушками, мы смотрели в глаза друг другу и проверяли: а было ли в реальности все произошедшее вчера или это нам только приснилось? Спасибо Вам, капитан Артем Михайлович Фомичёв! Такие встречи не забываются!
Павел Осадчик
Прочитал на одном дыхании! Спасибо Павел за рассказ! Круто вы отдохнули!
Благодарю, Павел, за интересное повествование. Вспомнил свой арктический рейс на “Кандалакше” в 80-е. Тоже на переходах резвился между сауной и бассейном с морской водой. Ещё там спортзал был шикарный, кормили здорово, организм был молодой, так нагуливал аппетит.
Смею утверждать – чистой воды правда!:)
Мне Артём в таких же восторгах на следующий же день отписался!
Артём Михайлович Фомичёв – мой старый добрый друг. Знаю его лет с 16-ти!
Вместе учились, на яхтах ходили. Вот только капитаним теперь на совсем разных пароходах! Признаться, был поражён его рассказом! Гордость обуревает за вас всех! Благоприятных ветров и чистой воды!!!
Удачной экспедиции! На обратном пути заходите еще! И часы не забудьте, кто-то оставил на лавочке в бане (“Casio”).
Привирает, ещё как) Всё было гораздо интересней!
Андреевич, у тебя неплохой писатель на борту завелся. Увлекательно читать. И вроде не привирает. Десять футов и обилия проходов во льдах. Пишите чаще.