Главная - Экспедиции
Экспедиции

Виктор Боярский,
директор Музея Арктики и Антарктики

Я впервые увидел яхту «Апостол Андрей» по-петербургски холодным и ветреным утром 1999 года. Низкий силуэт яхты почти сливался с отражавшей пасмурное небо поверхностью Невы. Украшенные гирляндой флагов расцвечивания, но лишенные привычных парусов мачты выглядели беззащитно даже на фоне «объятных» речных просторов. Чем ближе к берегу подходил «Апостол», тем сильнее становилось ощущение несоответствия между небольшими размерами парусника и масштабностью, величием всего содеянного ею и ее экипажем за три года беспримерного плавания. Стоявшие на палубе бородатые мужчины в одинаковых желто-чёрных костюмах, влажных от дождя и речной пыли, напоминали сказочных Гулливеров, захвативших самый большой в Лилипутии фрегат. И только когда под звуки оркестра яхта ошвартовалась у набережной Лейтенанта Шмидта и люди в тисненных золотом адмиральских погонах почтительно отдали честь капитану и его экипажу, я полностью осознал реальность происходящего.

Да, это был великолепный финал трехлетнего океанского марафона, когда впервые в истории кругосветных плаваний, парусная яхта прошла все четыре океана планеты, впервые совершила кругосветку в меридиональном направлении, и что, пожалуй, было самым выдающимся достижением «Апостола Андрея» и его экипажа – впервые на небольшом парусном судне удалось осуществить сквозное плавание по Северо-восточному проходу.

За почти четырехвековую историю освоения этого заманчивого по своей относительно небольшой протяженности, но опасного из-за сложных метеоусловий и постоянного наличия дрейфующих льдов прохода из Атлантического океана в Тихий, было предпринято бесчисленное множество попыток преодолеть его как в восточном, так и в западном направлениях. Но чрезвычайно сжатые сроки навигации, составлявшие для неледокольных судов всего 2-2,5 месяца, сводили на нет все усилия отважных мореходов.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»

«Таймыр» и «Вайгач»

Архангельские поморы добирались на своих легендарных кочах до устья Оби, парусные суда Великой северной экспедиции Витуса Беринга, исследуя побережье Северного Ледовитого океана, совершали плавания между устьями Енисея, Лены, Индигирки, Яны, Колымы. Впервые сквозное плавание по Северо-восточному проходу за две навигации на парусно-моторной шхуне «Вега» совершил в 1878-1879 гг. шведский полярный исследователь Эрик Норденшельд. В начале ХХ века экспедиции Брусилова на «Святой Анне» и Русанова на «Геркулесе» закончились трагически. С появлением пароходов ледового класса и ледоколов, попытки парусных судов пройти по маршруту, проложенному Норденшельдом, практически прекратились. Успешные плавания пароходов «Таймыр» и «Вайгач» в 1913-1915 гг., ледореза «Литке» в 1934 г., ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 г. превратили Северо-восточный проход в трассу Северного Морского пути. Построенные в 80-х годах мощные линейные атомные ледоколы сделали возможным осуществление круглогодичной навигации по этому некогда непроходимому маршруту.

Шхуна «Йоа»

Шхуна «Йоа»

Спустя более ста лет после плавания шхуны Норденшельда, экипаж российской яхты преодолел этот путь, чтобы отправиться дальше. Новой кругосветной эпопеей «Апостола Андрея» стал виток вокруг Западного полушария и покорение не менее опасного и коварного Северо-западного прохода, поиски которого начались еще в конце XV века. В них приняли участие десятки судов, сотни людей. Немало человеческих жизней навсегда заблудилось в лабиринтах проливов Канадского Арктического архипелага, постоянно забитых льдами. Джон Росс, Уильям Парри, Джон Франклин внесли свой вклад в изучение этих суровых вод. Отправившийся на поиски пропавшей третьей экспедиции Франклина, Роберт Мак-Клур невольно открыл Северо-западный проход, оказавшийся для него непроходимым. И только через 50 лет после этого открытия в 1903-1906 гг. Руал Амундсен на маленькой парусно-моторной яхте «Йоа» первым обогнул Северную Америку. Идя трудными ледяными дорогами вслед за выдающимися исследователями прошлого, «Апостол Андрей» стал первой российской яхтой, покорившей Северо-западный проход и обогнувшей Северный Ледовитый океан по периметру.

Экипаж, вооруженный накопленным предшественниками опытом, современными знаниями, и, конечно же, мужеством – неизменным качеством сильных, целеустремленных людей в их противостоянии туманам, не ставшими за прошедшие столетия менее вязкими и густыми, льдам, не ставшими более теплыми и гостеприимными, – выстоял и победил! И победили они отнюдь не льды – на судне такого класса, каковым является «Апостол Андрей», это в принципе невозможно, можно только при определенной доле везения их перехитрить. Но люди победили, и это самое главное, начинающее укрепляться в сознании целого поколения мнение о том, что единственное достойное настоящих мужчин занятие – зарабатывание денег. Они доказали всем, что долгие, изнуряющие морские мили, ураганные ветры, холодные льды, надежные крепкие мужские руки и тугой парус существуют для того, чтобы понять, как прекрасен окружающий нас мир. Это настоящая победа!


 

Плавания яхты «Апостол Андрей»:

 Другие экспедиции Николая Литау:

Все права защищены © 2009-2017, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование