Главная - Экспедиции - I кругосветное плавание
I кругосветное плавание

«Вокруг Света по четырем океанам» – таков девиз и цель первого кругосветного плавания капитана Литау. Старт путешествия состоялся 14 ноября 1996 года, и посвящалось оно 300-летию Российского флота.

«Апостол Андрей», 1997 г.

1997 г.

Маршрут яхты пролегал вокруг Восточного полушария и являлся, по сути, первым меридиональным плаванием на парусном судне. Общая протяженность экспедиции составила 31 тысячу морских миль. Яхтсмены посетили шестнадцать стран на трех континентах, а на реализацию проекта ушло без малого три года.

Поздний старт, сырая – в прямом и переносном смысле яхта – поломки, преследовавшие яхтсменов от старта и до Камчатки – казалось, природа и обстоятельства решили во что бы то ни стало помешать существлению задуманного. Ломались самые надежные и нужные вещи, несколько раз «Апостол Андрей» терял винт. Самой драматичной страницей плавания стала потеря руля посредине Индийского океана во время 10-балльного шторма. Все это привело к тому, что в Петропавловск-Камчатский, «Апостол» пришел только 14 октября 1997 года, где и остался на зимовку.

Старт арктического этапа был дан 28 июня следующего года. После краткого визита на Командорские острова «Апостол Андрей» ошвартовался в порту Провидения и… был задержан российскими чиновниками. Три недели ушло на телефонные переговоры с Москвой, согласование всевозможных бумаг и документов. Наконец, 31 июля разрешение на плавание по трассе Северного морского пути было получено. Короткий переход, и яхта упирается в сплоченные льды пролива Лонга. Ледовая обстановка, сложившаяся в Восточном секторе российской Арктики в навигацию 1998 года, была аномально тяжелой. «Патриарх» ледовых прогнозов Юрий Синюрин назвал лишь пять таких лет в современной истории Арктики. Последний из них – 1983, когда в том же восточном секторе в ледовый плен попало полтора десятка судов, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен тяжелыми льдами.

Маршрут I кругосветного плавания

I кругосветка

Пять недель стоянки на Мысе Шмидта, несколько безуспешных попыток прорваться через ледовые перемычки. Лишь 12 сентября с приходом южного шторма, отжавшего ледовые поля от берега, удалось выйти из западни. 220 миль между барьером стамух (льдины, сидящие на грунте) и нависающими с севера полями, как между молотом и наковальней, были самыми волнующими милями на Севморпути. Затем форсирование Айонского ледяного массива и, наконец, восточный арктический сектор пройден – «Апостол Андрей» прибыл в Тикси.

Пополнив запасы топлива, 22 сентября яхта выходит в море, в попытке прорваться через пролив Вилькицкого. Море Лаптевых встречает отчаянных смельчаков неприветливо. Встречный шторм, температура воздуха опускается до -10 градусов, начинается обледенение. Приходит известие, что пролив Вилькицкого встал – льды толщиной до 20 см на протяжении 200 миль. Штаб морских операций дает команду идти на зимовку. 28 сентября «Апостол Андрей» возвращается в бухту Тикси, ломая штевнем 5-сантиметровый припай. Снова зимовка!

В конце июля 1999 года начался заключительный этап плавания. 11 августа яхта достигла мыса Челюскин – самого высокоширотного материкового мыса на Земле – 77°46′ северной широты.

Пролив Матисена. Из-под кормы ледокола вылетали обломки льда, которые запросто могли перевернуть яхту

пролив Матисена

Далее путь на юг – через забитый льдами архипелаг Норденшельда. Там, в проливе Матисена «Апостол Андрей» 20 миль прошел вслед за атомным ледоколом «Арктика», приобретя поистине уникальный опыт. Но на этом полярные приключения капитана Литау и его команды не закончились. Последний сюрприз мореплавателям преподнес коварный Карский ледяной массив. Оказавшись в его ловушках, экипаж получил три взаимоисключающих рекомендации от авторитетных специалистов, каким путем следовать.

2 сентября 1999 года, «Апостол Андрей» бросил якорь в проливе Югорский Шар. Северный морской путь пройден! И впервые это сделано на парусной яхте!

Полярный круг «Апостол Андрей» пересек 6 октября. За этой чертой он провел четырнадцать месяцев.

Обогнув Скандинавию, «Апостол» вернулся в порт, откуда ушел три года назад. 11 ноября 1999 года в городе на Неве состоялся финиш кругосветной экспедиции.



ДНЕВНИК КАПИТАНА



Все права защищены © 2009-2017, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование