Главная - Экспедиции - Кругосветка яхты Northabout
Кругосветка яхты Northabout

Пройти по периметру Северного Ледовитого океана за одну навигацию – такова была идея Дэвида Хемплеман-Адамса, британского бизнесмена, путешественника и писателя.

Дэвид Хемплеман-Адамс

Дэвид Хемплеман

19 июня 2016 года, уже испытанная полярным океаном ирландская алюминиевая яхта Northabout, покинула порт Бристоль и взяла курс на Мурманск.

Установив несколько десятков рекордов в области экстремальных приключений, Хемплеман, разменяв шестой десяток лет, увлекся путешествиями под парусом. На счету британца более 40 лыжных, воздухоплавательных и альпинистских экспедиций, начиная с первого скоростного покорения горы Мак-Кинли в 1980 году. Альпинистскую программу «7 вершин» (покорение высочайших пиков всех континентов) Хемплеман завершил в 1995 году. Несколько раз он был на Эвересте (последнее восхождение – в 2011 году), дошел на лыжах до Северного и Южного полюсов. Во время одной из полярных экспедиций, жена узнала о том, где находится ее муж из телепередачи! На счету Хемплемана несколько рекордов высоты подъема и скорости полета на воздушном шаре.

На борту Northabout собралась пестрая команда из представителей Великобритании, Норвегии, США, Ирландии, Новой Зеландии. Николай Литау, занявший пост шкипера, присоединился к команде в шотландском порту Леруик. Старшим помощником на участке Северного Морского пути стал Денис Давыдов.

Канадская Арктика, 2016 г.

В Канадской Арктике

В середине июня яхта пришла в Мурманск. Мыс Челюскин миновали по чистой воде 9 августа, сразу же за проливом Вилькицкого попав в сплоченные льды, кромка которых уходила вглубь моря Лаптевых к полям еще более серьезным и сплошным. А через несколько дней произошло главное приключение путешествия, которое могло поставить экипаж на грань жизни и смерти. В районе острова Петра яхта и команда пережили шторм с силой ветра, перешагнувшей за ураганные значения.

13 августа Николай Литау записал в дневнике: «В Арктике я наблюдал подобное впервые. Впоследствии Дэвид подтвердит мои ощущения: полчаса скорость ветра держалась на отметке больше 65 узлов, достигая на порывах 78 – это 40 метров в секунду! Для справки: 11 баллов – жестокий шторм (скорость ветра 56-63 узла); более 63 узлов – 12 баллов. Ураган.

К часу ночи ветер умерился. Я решил, что якорь теперь справится сам, и мы со старпомом спустились вниз. Удивлению не было предела: цифры прибора упорно показывали, что ветра наверху еще оставалось на полный 9-балльный шторм. А нам казалось, что там совсем стихло. В такие часы в голову часто приходят разумные мысли. «Выберусь – больше ни ногой!» – и так уже 20 лет…»

Утром 27 августа в Чукотском море Northabout пересекла восточный рубеж акватории Северного морского пути. В этот момент яхта стала единственной в мире, которой дважды удалось пройти Северным морским путем, причем в обоих направлениях. Впереди была «обратная сторона» Арктики – Северо-Западный проход.

Северную оконечность американского континента мыс Зенит Northabout миновала в полдень 10 сентября. А еще через два дня оставила за кормой пролив Ланкастер, формально завершив плавание Северо-Западным морским путем. На путь вдоль Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага яхтсменам потребовалось всего две – «довольно скучные», по оценке капитана Литау – недели. Ветра почти не было, команде часто приходилось запускать яхтенный дизель. Льдов тоже.

«Только в последние два дня Арктика, спохватившись, подстроила нам парочку каверз, – писал Николай Литау. – Первый раз на выходе из пролива Принца Регента в пролив Ланкастер мы, полагаясь на ледовые карты, наткнулись на опускающийся в пролив язык сплоченных льдов. Попытка обойти его с запада привела к тому, что мы все больше отклонялись от нужного направления. Через пару часов Барбара (Барбара Фицпатрик, член экипажа – прим. Литау.ру), наметанным во льдах моря Лаптевых глазом, нашла слабое звено в ледовой перемычке. Пробив ее, мы вырвались на свободу. Второй раз, ночью, уже в Ланкастере, и опять в месте, где по карте нас ждала чистая вода, мы забрели в обширное поле разреженных льдов».

Вернулись в Бристоль

Вернулись в Бристоль

Побывав в нескольких поселках Гренландии и миновав северную часть Атлантики, 20 октября Nothabout вернулась к родным берегам. Циркумполярное путешествие заняло 4 месяц и 1 день. «Это значительное достижение, потому что многие годы это было очень трудно или невозможно – ему препятствовали морские льды. Мы смогли показать миру, что теперь это возможно из-за изменения климата в арктическом районе», – так Дэвид Хемплеман подвел итог путешествия.

Путешествие Northabout стало ярким событием в мире экстремального парусного спорта в 2016 году. Команда Дэвида Хемплемана и Николая Литау стала четвертой из тех, кому удалось провести свой парусник по периметру Северного Ледовитого океана за одну навигацию, а российский капитан – единственным яхтсменом в мире, кто дважды описал кольцо вокруг Северного полюса. Весной 2017 года за выдающиеся личные достижения в арктическом парусном спорте капитан Литау был удостоен престижных наград Королевского Крейсерского клуба Великобритании и Ирландского крейсерского клуба.

 

См. также: Polar Ocean Challenge

Все права защищены © 2009-2017, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование