Дневники третьей кругосветки
Трук

В монографии "Тихий океан" атолл Трук приводится в качестве примера, демонстрирующего путь развития коралловых сооружений. Впервые они были описаны в 1836 году Чарльзом Дарвином во время его кругосветного плавания на корабле "Бигль".

На начальной стадии существует вулканический остров с окаймляющим его рифом. Если остров испытывает тектоническое погружение, то окаймляющий риф преобразуется в барьерный, который принимает вид кольцеобразного сооружения с лагуной в середине, однако в лагуне еще возвышается остаток вулкана в виде острова или группы островов. Такой атолл называется атоллом с вулканическим ядром, каковым и является Трук.

В ходе дальнейшего погружения вулканического основания и надстраивания кораллового рифа образуется нормальный атолл с лагуной и без всяких коренных островов, каковыми являются, в частности, почти все атоллы Маршалловых островов.

В атолле Трук, на острове Вено, находится посёлок Моэн - административный центр штата Чуук (Chuuk). Кроме самого атолла и его островов в штат входит 14 атоллов и островов расположенных поблизости. Население штата 53 тысячи человек, из них 40 тысяч проживает на Труке. Лагуна Трука одна из крупнейших в мире, её барьер имеет протяжённость 225 километров. Четыре судоходных прохода с фарватерами ведут внутрь лагуны и ещё десятка два достаточно глубоководных соединяют лагуну с океаном, но для судоходства не используются. Внутри лагуны насчитывается десятка полтора высоких островов, обрамлённых мангровыми зарослями, и не меньше низменных, зачастую вровень с океаном, расположенных на риме - барьере.

Древних сооружений или развалин, какие можно увидеть на Понапе или Косраэ, здесь нет. Не занимались здесь и "нумизматикой" на манер своих соседей с острова Яп. Там были в ходу каменные деньги - монетки диаметром до двух метров и весом до четырёх тонн - самая крупная валюта в мире, и однозначно твёрдая. Ничего подобного на Труке нет, наверное, все силы уходили на выстругивание "палок любви" и их последующее применение.

Самые древние строения остались со времён японского владычества: фортификационные сооружения, да маяк. К одному из сооружений меня с боцманом Киреевым вывели местные гавроши. После дел праведных: заправки топливом и водой, на что ушла почти вся пятница, отправились мы на прогулку по острову. В джунглях нам повстречалось шесть или семь огольцов старшего дошкольного возраста, которые расстреливали кусты из рогаток, как две капли воды похожих на оружие нашего детства. Мы услышали вопрос: "Where are you going" (Куда, мол, путь держите?). Не услышав вразумительного ответа, ребятня решила за нас, чего мы хотим. Дальше разговор пошёл на одном из девяти микронезийских наречий, нам с Киреевым слабо знакомых. Мы поняли лишь, что нас проведут к чему-то японскому. Пришлось последовать за провожатыми, которые свернули с дороги и полезли круто в гору.

Путь вверх занял около получаса, мы несколько раз пересекали дорогу, вьющуюся серпантином, и временами выходили к человеческому жилью. Встречные селяне каждый раз задавали всё тот же сакраментальный вопрос, но теперь за нас отвечал старший ребячьей ватаги, мы же с дядей Вовой жизнерадостно улыбались.

У очередного домика к нашей группе присоединился мальчуган, по-видимому, стоявший с нашим вожаком на одной ступени социальной лестницы. В руках у него был полуметровый тесак, которым он энергично размахивал и обрубал лианы в сантиметре от моих пяток. Откуда-то из-за дома вышел детина двухметрового роста, искусно татуированный от пупка до шеи, и, выяснив, куда мы держим путь, заявил, что вход в это "японское" стоит два доллара с туриста. Деньги можно отдать ему или этому мальцу с мачете.

Минут через десять мы оказались у входа в тоннель, проложенный в базальтовой скале. Здесь наши Остапы заявили, что пора платить за осмотр "провала". Так как мы не были членами местного профсоюза, пришлось отдать по два доллара. Изнутри тоннель был полукруглый, метра два в высоту, он шёл сквозь гору и другим концом выходил на противоположный обрывистый склон, откуда открывался великолепный вид на лагуну и океан. Судя по стоявшей здесь пушке, японцы предпочитали любоваться панорамой сквозь оптику прицела.

Трук позиционирует себя как рай для аквалангистов. Кораллы изумительно красивы, подводный мир сказочно богат, но не только и столько это привлекает любителей дайвинга. Среди кораллов лагуны Трук находится настоящий подводный музей, где хранятся останки судов, самолётов, танков и прочего вооружения. Во время Второй мировой войны здесь располагался штаб 4-го японского императорского флота. В 1944 году лагуна стала местом одной из самых кровавых битв в Тихом океане. Во время двух атак в феврале и апреле американцы потопили 60 кораблей и сбили более 400 самолётов, но японские войска, размещенные на атолле, продолжали оказывать яростное сопротивление и сдались только через год.

Все эти экспонаты можно осмотреть - при отеле "Трук-стоп" действует дайвинг центр. При нём же магазинчик сувениров, где продаются маски, веера и прочие поделки, включая "палки любви". Можно купить буклет или майку с картой лагуны, на которую нанесены места затонувших судов. Поднятые со дна лагуны нактоузы, навигационные фонари и прочее судовое оборудование украшают интерьеры центра, бара и фойе гостиницы. Вот и все достопримечательности Трука.

Не добрались мы до острова Дублон и расположенного на нём одноименного города - для его посещения, как нам объяснили в иммиграционной службе, нужно получать разрешение мэра города. Но ни в одном туристическом буклете или иной информации найденной нами на атолле про Дублон не говорится ни слова.

На утро субботы был намечен выход в море. Связавшись накануне с властями, я предложил оформить выход заранее, чтобы не тревожить их в выходной. Они любезно заверили, что с утра будут. Причина их любезности стала понятна после окончания процедуры. Выяснилось, что каждому надо заплатить по 20 долларов за выход в нерабочее время. Представитель порта, не оставлявший нас без внимания эти дни, и выпрашивавший то верёвки, то водку был, конечно, тоже на посту.

Наконец-то нам удалось всех спровадить на берег и, отдав швартовы, с облегчением отвалить от стенки. На удивление на ней не было зевак. Наверное, из-за чиновников. Обычно же стоило кому-нибудь из нас появиться на палубе, как тут же несколько человек, на манер галок, рассаживались на пирсе и часами наблюдали нашу жизнь. Такое вот реалити-шоу по-микронезийски.

Три часа понадобилось нам, чтобы дойти до северо-восточного прохода. В 14.30 "Апостол Андрей" пересёк барьерный риф и покинул атолл Трук.

Ваш Литау,
28.11.2005 г.