Дневники третьей кругосветки
Прощание с Новой Зеландией

Сегодня в 9 утра мы попрощались с Новой Зеландией. Почти двадцать дней "Апостол Андрей" провел в её территориальных водах и портах. Последний визит в Крайстчёрч-Литтелтон был непродолжительным: нас торопит антарктическое лето, подошедшее к своей середине.

Вторая половина пятницы была посвящена заправке топливом. Для этого пришлось перейти в порт: вначале к причалу, на котором установлена топливораздаточная колонка, а потом под кран, чтобы погрузить на палубу дополнительные бочки с соляркой. Всё топливо предоставлено компанией FESCO, заправка была организованна её представителем Хамишем Ингрэмом (Hamish Ingram). После заправки мы вернулись в марину, и остаток дня провели в судовых работах.

К ночи задул свежий ветер. Он развёл в марине такую волну, что мелкие яхты чуть не до киля выскакивали из воды и метались между сваями, норовя сорваться с "привязи". Тяжёлый "Апостол" вёл себя более солидно, но ему пару раз волна закатилась на бак. Швартовые концы угрожающе звенели, и нам пришлось завести на причалы еще несколько канатов. Погода здесь своеобразная. За несколько дней нам довелось пережить почти всё, кроме снега: дождь и ясные деньки, штормовую ночь и тихие вечера. Мы дрожали от пронизывающего ветра и изнывали от жары, обгорая на солнце.

Субботнее утро провели в работах: ставили отремонтированный грот, крепили бочки и канистры, раскладывали и распихивали по-походному всё внутри яхты. После обеда отправились на экскурсию в Крайстчёрч. Часть команды уехала на автобусе, Сергей Николаев, как геолог - пошел пешком через горы, а за капитаном, художником и тверской "диаспорой" заехал Клаус Педерсен. Первым делом он завёз нас в филателистический магазин своего друга Стивена Мак-Лачлана (Steven McLachlan). Стив показал стенд, посвященный антарктическим экспедициям. Солидную часть на нём занимают российские экспонаты, есть и апостольские конверты, QSL-карточки, открытки. Впервые своими глазами я увидел, что они имеют "реальную" ценность.

Затем мы посетили музей, на третьем этаже которого устроена великолепная экспозиция, посвященная Антарктиде. Здесь можно увидеть нарты Амундсена и снегоход Шеклтона, тягач британско-новозеландской трансантарктической экспедиции и автомобиль на котором пытались доехать до Южного полюса. Рассказывается о геологической истории шестого континента и истории его открытия и исследования. Есть много других полезных и интересных сведений. Перечислены все экспедиции в этом регионе, начиная с плавания Джеймса Кука. Три "претендента" на звание первооткрывателей Антарктиды - Фаддей (почему-то написано - Фабиан) Беллинсгаузен, Натаниэль Палмер и Эдвард Брансфилд - объединены на одном стенде. Рядком стоят бюсты исследователей Антарктики, из которых большей популярностью пользуется голова Амундсена. Точнее его выдающийся нос, отполированный руками почитателей до зеркального блеска.

Покинув музей, мы прогулялись по центральным улочкам до кафедрального собора. Многого за неполный день не увидишь, но все остались довольны. Крайстчёрч понравился. Он заметно отличается от Окленда и Веллингтона, в общем-то, похожих друг на друга. Обратно Клаус повёз нас окружной дорогой через перевал, и мы имели возможность пощекотать нервы, проезжая над обрывами, полюбоваться природой и великолепными видами города и залива Литтелтон.

В воскресенье экипаж яхты уменьшился - утром нас покинули тверичи Владимир Киреев и Александр Ершов. Они улетали домой. Проводив друзей, мы завершили дела на яхте (если, конечно, их можно когда-нибудь завершить). В обед за мной заехали Клаус и Стив, и мы отправились в гости на американский контейнеровоз "American tern", пообщаться с его капитанами. Судно идёт на Мак-Мёрдо - американскую станцию, расположенную на юге моря Росса. Нам по пути.

В течение дня Клаус ещё пару раз приезжал на яхту, все время не с пустыми руками: то с коробкой австралийского вина, то со снедью, то с кухонными принадлежностями, без которых, на его взгляд, мы не может обойтись, то с мясом для барбекю. Приняв дары, мы не сговариваясь прозвали нашего нового знакомого "Санта Клаус".

Вторая половина воскресенья была посвящена изучению Литтелтона. Городок совсем невелик - население немногим более трёх тысяч человек. Из достопримечательностей: тройка церквей, среди которых старейшая в этом уголке Новой Зеландии англиканская церковь "Святой Троицы" середины 19-го века, ровесница церкви - гостиница с таверной, да небольшие дома в старом английском стиле, зачастую с распахнутыми дверями. Город очень живописно расположился на склоне кратера. С верхних улочек открывается великолепный вид на бухту, порт, противоположный берег залива.

Воскресный вечер выдался тихим, и мы устроили себе прощальный ужин на берегу под сенью сосен и шум прибоя.

Утро понедельника было таким же спокойным. Сизигийный прилив* поднял яхту вровень с пирсом. Заглянул попрощаться Пол, последние фото делал Хамиш Ингрем, пришедший пожелать нам счастливого пути. Пришла Сью Стюбенвол (Sue Stubenvoll), вице-командор яхт-клуба (Naval Point Club Lytellton), она принесла торт, подарила вымпел клуба. Сью установила для нас контакт с судном, которое будет работать в море Росса, передала номер его станции Инмарсат, сообщила о ледовой обстановке в том районе.

Все слова были сказаны, выход оформлен, пришла пора сниматься со швартовых. Мы знали, что следующая встреча с людьми будет не скоро. Это понимали и провожающие, долго махавшие нам вслед. Мимо борта проплыли пирсы марины, порт с судами стоящими под погрузкой, навстречу прошёл китайский контейнеровоз. На выходе из бухты нас обогнал "American tern". Спеша в Антарктиду, он словно приглашает нас следовать ему в кильватер.

Ваш Литау,
16.01.2006 г.

*) Сизигии – общее название двух фаз Луны – новолуния и полнолуния когда Солнце, Земля и Луна располагаются примерно на одной прямой линии; вблизи сизигий наблюдаются большие приливы (сизигийские приливы).