Дневники третьей кругосветки
Антарктическая Одиссея, часть 3. В кратере вулкана.

"Deception" - в переводе с
английского: "обман", "жульничество".

Не знаю, кто дал такое странное название этому острову и что он имел ввиду. Может быть, первооткрыватель ожидал увидеть внутри кратера золотой песок и лазурный берег или антарктический вариант Земли Санникова? Но вместо этого его ждали чёрные пляжи из вулканического пепла, голые скалы и безжизненные берега под низкими серыми облаками.

"Апостол Андрей" посещал Десепшен дважды, и оба раза мы не были обмануты в своих ожиданиях. В первый раз, в 2002 году, отправиться в поход на остров предложил начальник станции "Беллинсгаузен" Олег Сахаров - заядлый радиолюбитель, он давно мечтал поработать оттуда. Нам тоже интересно было посетить этот уникальный уголок Земли. Увиденное тогда поразило своими необычными красками, фантастическими формами выветрившихся скал, нездешними пейзажами. Наверное, такой Земля была в день её сотворения.

Сведения из лоции:

"Остров Десепшен вулканического происхождения. Остров горист, наиболее высокая точка - гора Понд (Pond) достигает 548 м. Берега преимущественно утёсистые, но местами окаймлены небольшими пляжами. Восточный берег и часть южного представляют собой ледяной барьер. Остров совершенно лишён растительности и частично покрыт снегом и льдом. Внутри острова обширная (до 7 км. в поперечнике) и глубоководная бухта Порт-Фостер (Port Foster), в которую с SE ведёт узкий проход Нептьюнс-Беллоус (Neptunes Bellows). Берега бухты сильно изрезаны и доступны для высадки. Глубины достигающие 180 метров в средней части бухты, резко уменьшаются только у самых берегов, поэтому якорных стоянок с умеренными глубинами в ней сравнительно немного. Бухта эта, по предположению, представляет собой затопленный кратер вулкана".

Вулкан жив и по сей день, не в таких грандиозных масштабах, но дымит и потряхивает, разрушает и создаёт. В январе 1930 года в районе острова было землетрясение, после которого дно бухты Порт-Фостер опустилось на 4-5 метров. В декабре 1967 года в восточной части острова наблюдалась активная вулканическая деятельность, в результате которой в бухте Телефон образовался новый остров, исчезнувший спустя 7 лет.

Бухта Порт-Фостер в прошлом служила базой для китобойных судов. Из всех бухт и бухточек, на которые нарезан её берег, наиболее удобной является бухта Уэйлерс (Whalers) - бухта Китобоев, глубины здесь поменьше: 60-90 метров, на якорном месте 37 метров. Берег окаймлён широким пляжем, над которым вьются пары горячих источников.

В 1911 году здесь была основана норвежская китобойная база. В 1931 в связи с падением цен на китовый жир промысел стал невыгодным, и базу оставили. Сегодня можно увидеть её развалины: останки дока, разрушенные пирсы под водой. Если прогуляться по берегу бухты Китобоев, мимо котлов для выпаривания китового жира и огромных цистерн для его хранения, на юг, к впечатляющему провалу, то по пути встретится с десяток деревянных вельботов, полуразрушенных, частью погрузившихся в песок. С этих незамысловатых, но крепких запалубленных судёнышек и велась добыча морского зверя.

Выше по берегу виднеются несколько плоских курганов из деревянных бочек. В них вывозилась ворвань - китовый жир. Железные обручи от времени распались. Клёпки, выбеленные ветрами, дождями и солнцем, припорошённые песком, издали похожи на кости животных, завершивших в этих бочках свой жизненный путь. Каждое время оставляет свои бочки, только современные, ржавые, выглядят менее привлекательно и не так органично вписываются в местный пейзаж. Кости здесь тоже можно увидеть - ими усеяно дно бухты Уэйлэрс, они хорошо видны сквозь прозрачную воду, когда подходишь на тузике к берегу. Немало костей лежит и на берегу, но сегодня почти все они погребены под слоем вулканического пепла и ила. Как и кладбище самих китобоев. Так, в вечности, уравнялись охотники и их жертвы.

Рядом с останками китобойной базы брошенные сооружения английской полярной станции "Десепшен-Айленд" (Deception island). Это вторая база - "Base B", созданная британскими военными моряками в феврале 1944 году по плану "Операции Табарин". Она, также как и база "А", в послевоенное время перешла в ведение Британской Антарктической службы. Основной деятельностью базы стало метеообеспечение и авиационное обслуживание других британских станций в районе Антарктического полуострова.

В декабре 1967 года вулкан ожил, и персонал станции был эвакуирован, чтобы в следующем году вернуться. Но новое извержение в феврале 1969 поставило точку в истории "Десепшен-Айленд" - потоками лавы и льдом, который пришёл в движение из-за резкого повышения температуры, станция была сильно разрушена. Изменилась и береговая линия бухты Уэйлерс, пляж расширился в сторону моря местами на 45 метров. Это же извержение почти полностью уничтожило чилийскую станцию "Агирре-Седра" в бухте Пендьюлем.

Позже, в сезоны 1990-91 и 1991-92 годов со станции была вывезена часть оборудования, экологически опасные вещества и предметы: топливо, аккумуляторы, а также большое количество обломков разрушенных строений. Китобойная база в 1995 году объявлена историческим памятником. Сегодня на острове работает две научные станции: аргентинская и испанская.

За время, что мы бродили по берегу бухты Уэйлерс, осматривая останки станций и вельботов, ковыряясь в горячем песке - в прилив можно вырыть яму и, дождавшись, когда вода просочится сквозь песок, принять горячую ванну - два чилийских судна с туристами сменили друг друга на рейде. Третьим оказалось российское: "Профессор Мультановский". Капитан Сергей Нестеров пригласил меня в гости. Пока его туристы расслаблялись на берегу, у нас было время пообщаться.

Нагулявшись, все стали собираться в путь. "Мультановский" ушёл первым, прогудев нам на прощание. Мы тоже подняли якорь, и пошли по периметру бухты Порт-Фостер, полюбоваться на прощание дикими берегами. Подошли к утёсу, под которым Олег Сахаров работал с радиолюбителями пяти "жилых" континентов.

Завершив круг почёта, "Апостол Андрей" пошел на выход в проход Нептьюнс-Беллоус. Заработала УКВ-радиостанция - испанский военный корабль предупреждал все суда, что собирается входить в пролив. Увидев нас выходящими, вызвал на связь и предложил разойтись правыми бортами. Подтвердили. Непривычно яркий для военного корабля красно-оранжевый борт испанца контрастно смотрелся на фоне скал острова-"иллюзии".

Ваш Литау,
27.03.2006