Дневники третьей кругосветки
Дакар сегодня и век назад

Покинув остров Вознесения, спустя две недели мы пришли в Дакар. Пришли аккуратно в День Вознесения, подтвердив тем самым теорию единства пространства и времени. Я всегда считал Сенегал мусульманской страной: около 90% населения здесь исповедуют ислам. В прошлый наш заход мы попали в дни месяца Рамадана. Шёл главный мусульманский праздник Ураза-Байрам, все были заняты молитвой и постом.

О том, что мы опять прибыли в нерабочий день я узнал от консула Александра Жданова - на этот раз сенегальцы отдыхали по случаю христианского праздника. Александр приехал на яхту, чтобы помочь оформить заход и привёз письмо из министерства иностранных дел Сенегала, в котором говорилось, что нам выданы гостевые визы сроком на две недели. Нам осталось найти чиновников, которым это письмо следовало показать, да получить отметки в паспорта.

Визит в администрацию порта и телефонный звонок дежурного офицера привёл к тому, что через полчаса на борту яхты появился некий мсье, представившийся начальником службы безопасности порта. Он передал привет от Паскаля Кана, заместителя капитана порта, помнящего нас по прошлому заходу. Паскаль в своё время закончил ленинградскую мореходку, а сегодня стал "большим боссом" и поручил своему помощнику проследить за тем, чтобы у нас всё было в порядке.

Ещё полчаса спустя на борту появились офицеры карантинной службы. Их первыми словами было: "Big mistake!" Касалось это отсутствия на мачте жёлтого, карантинного, флага и живо напомнило мне 1997 год - тогда их коллеги регулярно повторяли эту фразу, а мы со старпомом Аркадием Гершуни ломали головы, как нам "исправить" свои "большие ошибки". Следующей нашей "ошибкой" были сертификаты на прививку от жёлтой лихорадки - не все сертификаты чиновников устраивали. После короткого торга, два блока сигарет и две банки кофе перекочевали в бездонную сумку, а мы получили карантинное свидетельство.

Во второй половине дня яхту посетили российские дипломаты во главе с послом России в Сенегале Александром Шульгиным. Александр Васильевич рассказал о том, как нам предстоит провести дни стоянки, обещал помощь посольства в решении всех вопросов и поручил нас заботам военного атташе Владимира Нечаева и его помощника Сергея Москаева.

Пока мы общались с соотечественниками, на яхте появились очередные представители власти с баулом внушительных размеров, но присутствие на борту российских дипломатов расстроило их планы. За этим последовала наша с Александром Ждановым поездка в комиссариат, куда мы попали во время вечерней молитвы. Подождав минут пятнадцать, пока хозяева общались с Аллахом, мы были приняты комиссаром и через полчаса получили необходимые штампы в паспорта.

Их наличие, однако, не избавило нас от ежедневных визитов различных чиновников, которые интересовались, оформлены ли мы. Узнав, что они опоздали, нам предлагались услуги по охране яхты. От сторожей мы тоже отказывались, предпочитая обходиться своими силами. Вахты несли круглосуточно и одного непрошеного гостя выдворили.

Случилось это на вторую ночь, перед рассветом. Я увидел в кубрике горящий свет и прошёл в нос поинтересоваться, в чём причина. Алексей Колосов и Михаил Каптюг стояли нагишом посреди кубрика, а на койке Михаила расположилась крупная, хорошо упитанная крыса. Мужики не знали, как с ней быть. Опять вспомнился год 97-й - три крысы пробрались на яхту во время стоянки в Гвинее и быстро увеличили свою численность до полутора десятков, превратив нашу жизнь в кошмар. Промелькнувшие видения придали мне мужества и, ухватив хвостатого гостя (или гостью) за горло, я поволок животное на палубу. Оно возмущенно верещало, не желая купаться, но пришлось. Остальные ночи мы несли вахту наверху с включенным освещением палубы.

Второй день стоянки мы занимались пополнением запасов топлива, закупкой продовольствия и овощей. Всё это с помощью посольства было успешно завершено к середине дня, после чего нас пригласили в представительство в баню, а отмыв, и на ужин. Посольские хозяйки расстарались на славу, и их кулинарные изыски были по достоинству оценены экипажем.

Выходные посвятили досугу. В субботу с утра на посольском микроавтобусе отправились за город, на Розовое озеро. Дакар и его пригороды не сильно изменились за те девять лет, которые миновали после нашего предыдущего захода. А изменения, что произошли, нельзя назвать положительными: стало больше мусора, застопорилось движение. Покинув центр, мы долго выбирались за город, плетясь в веренице автобусов и автомобилей, проезжая мимо десятков лавок всевозможных строительных и хозяйственных товаров. Пластиковый мусор покрывал обочины дороги и все пространство далеко за их пределами.

Главная достопримечательность окрестностей Дакара - Розовое озеро. После одиннадцати часов утра, при определённом освещении, вода в нем становится нежно-розового оттенка. Связанно это с большим содержанием солей. Плотность воды настолько высока, что полностью погрузиться нет никакой возможности. Так и плаваешь по поверхности, подняв вверх все конечности. Из озера добывают соль, отвалы её тянутся по берегам. Возле пляжа находится небольшой рынок, где можно приобрести местные поделки, в том числе и знаменитые картины из песка. Туристов не так уж много, а торговцы ужасно назойливы. Здесь, у Розового озера, традиционно заканчивается ралли Париж - Дакар.

В воскресенье экипаж был предоставлен сам себе и имел возможность прогуляться по городу. Сразу за воротами порта по обеим сторонам улицы тянутся многочисленные лавчонки, торгующие всем на свете, и опять мусор и грязь повсюду. Как выразился художник Семёнов: "Я думал, что предел это Кабо-Верде, оказывается предела нет". Парочка интересных зданий в центре города, оставшихся после французского колониализма, дворец президента с колоритными часовыми, да бурлящий рынок с экзотическими фруктами, вот, пожалуй, чуть ли не все достопримечательности Дакара. Никто из нас долго в городе не задержался. Вечером мы поехали в посольство на встречу с коллективом, и это было интересней и приятней.

В понедельник на яхту заглянул Паскаль Канн. Старый знакомый распорядился, чтобы нас заправили пресной водой. Посидели, вспомнили, какими мы были молодыми девять лет назад. Русского языка он не забыл, время от времени приходится упражняться - русскоговорящие экипажи регулярные гости в порту.

Больше в Сенегале нас ничто не задерживало и "Апостол Андрей", провожаемый российскими дипломатами, покинул порт Дакар. Прошли между городом и островом Горе и, оставив справа мыс Альмади - западную оконечность мыса Зелёного - вышли в океан.

"Впереди начал вырисовываться Зелёный мыс - самая западная оконечность Африки. Эскадра обогнула мыс, и перед нами на южной стороне полуострова открылся небольшой городок Дакар, чистенький, с белыми зданиями, в зелени пальм и олеандров..." - таким в 1904 году увидел Дакар А. Новиков-Прибой, во время остановки здесь эскадры Рожественского по пути на Дальний Восток.

Ваш Литау,
05.06.2006