Дневники третьей кругосветки

Кильская неделя.

Простояв неделю и один день в столице земли Шлезвиг-Гольштейн - городе Киле, подарившем России одного из её императоров (Пётр III родился и до 14 лет прожил в Киле), "Апостол Андрей" 27 июля рано утром вышел в свой последний переход. Ранний выход получился немного против нашей воли - иммиграционные власти недопоняли меня, когда накануне я позвонил им и сообщил, что утром мы собираемся уходить. В половине седьмого утра мы были разбужены шагами на палубе и нерусской речью. Когда наши всклокоченные головы высунулись в люки, то они увидели двух молодых женщин в форме и со штампом в руке.

Фрау объяснили, что прибыли оформить наш отход, потому как мы уходим в семь утра. Поняв, что произошло недоразумение, они согласить придти попозже. Но дважды гонять дам из-за пустяка было не по-джентельменски, да и не имело смысла. Яхта к отходу готова, экипаж в основном пробудился, можно было и оформится. Тем более что оформление заключалось лишь в том, что у нас изымались специальные, выданные в день прихода, вкладыши к паспортам моряка. И это не предполагало немедленного ухода, но означало, что место стоянки лично мы покидать уже не должны. В предыдущие заходы немецкие чиновники отказывались признавать паспорта моряков, и мы получали визы. На этот раз обошлось без виз, а значит и без лишних трат.

Как и пять лет назад мы были гостями города Киля. И, так же как и тогда, это организовал журналист журнала "Фокус" Тилл Беренд (Till Behrend). Тилл - сам яхтсмен, пишет в своём журнале на морские темы. Познакомились мы в 2000 году, когда он на яхте заходил в Петербург. С тех пор дружим, он всегда помогает нам во время визитов в Германию.

На этот раз мы особо не досаждали городу своими вопросами. Первый - стоянка. Место, на которое нас поставили, оказалось практически в самом центре города, на оживлённой набережной, напротив парламента и правительства земли. Гуляющих, бегающих, катящихся мимо на велосипедах или роликовых коньках кильчан было много, и многие, задерживаясь возле яхты, интересовались нашими походами. Заглядывали и соотечественники, оказавшиеся в Киле.

Второе в чём понадобилась помощь города - ремонт дизеля. Последние переходы он, бедолага, не развивал мощности и набирал едва половины номинальных оборотов. Подозрение пало на форсунки - они давно требовали проверки и профилактики, но всё как-то не случалось. Последней каплей стал Кильский канал, по которому мы едва ползли со скоростью в 4 узла и заклинали дизель, чтобы он не встал совсем.

"Ивеко-сервис", куда я обратился по приходу, озадачил нас, заявив, что морскими дизелями они не занимаются. Возникали вопросы: во-первых, зачем указывать в сервисной книжке фирму, которая этим самым сервисом не занимается, и, во-вторых, какое они видят различие между форсунками, установленными на дизелях ездящих по суше и дизелях плавающих по воде. Тем более что новые распылители у нас имелись, а требовался только стенд для проверки. Членораздельного ответа я не получил, так же как и помощи.

Пришлось обратиться за помощью к городу. Администрация нашла фирму, которая привела наши форсунки в норму, сменив в них распылители и отладив на стенде. Двигатель обрел второе дыхание. Теперь можно было опять как в "молодые" годы: "Яхта не успела коснуться килем воды, шустро отшвартовалась, взревела мотором и скрылась в неизвестном направлении", - так про спуск яхты десять лет назад писала одна тверская газета.

Заход в Киль последний на нашем пути домой. Поэтому большую часть времени экипаж был занят внешним видом яхты и наведением порядка: подкрасили борта и почистили ватерлинию, окрасили палубу и фальшборта, сменили изношенные и потёртые концы. Зная особенность яхты подносить сюрпризы на последних милях пути, ещё раз проверили стоячий такелаж, все системы и механизмы.

За работой не забыли уделить время городу и его достопримечательностям. Одни, ведомые яхтенным конструктором Колосовым, пошли в музей мореплавания и вернулись оттуда разочарованные, другие вслед за художником Семёновым в Кунстхалле (музей искусств) и остались довольными. Экспозиция интересная, есть залы античного искусства и "творения" современности, представлены старые и новые мастера. Открытием было увидеть картину Крамского "Unbekannte" - "Незнакомка" то есть. Одна из самых известных русских картин из коллекции Русского музея теперь уже не наша.

Вспомнился анекдотичный сюжет НТВ, в котором рассказывалось про контрабанду произведений искусства из России, в частности из Санкт-Петербурга. За кадром говорилось, что вероятно это происходит по морю, а в качестве иллюстрации показали картинку отплывающего "Апостола Андрея".

Посетили мы также кирху Святого Николая - покровителя моряков и послушали концерт органной музыки. Кирха ровесница города, построена примерно в 1242 году, перестраивалась. В последнюю войну была почти полностью разрушена, в 50-м году восстановлена в упрощённом варианте. Но церковную утварь и украшения, изготовленные мастерами 14-15 вв. - бронзовая купель, два алтаря, крест триумфа, часть фресковой живописи удалось сохранить. Вход в церковь оберегает бронзовый "Ангел-воин" - творение известного немецкого скульптора начала 20 века Эрнста Барлаха. Во времена фашизма его искусство было признано "испорченным" и "ангела" спрятали от греха подальше. Своё место он опять занял в 1954 году.

Неподалёку от церкви покровителя моряков находится заведение, которое моряки уважают не меньше - Кильская пивоварня. Пиво там подают "живое" и вкус его выделяется даже в стране известной своими пивными традициями. Частенько можно было увидеть там знакомые лица - по двое или всех сразу, припадающими к живительному источнику.

Ваш Литау,
28.07.2006