Дневники третьей кругосветки
Мушкетеры базы Дюмон д'Юрвиль

В полдень 19 февраля "Апостол Андрей" пересек Южный полярный круг. Крещение новичков - а таковых, не бывавших в южном заполярье, у нас трое: художник Семенов, доктор Шмигельский и матрос Балымов - пришлось отложить до лучших времен, так как до французской станции Дюмон д'Юрвиль оставалось несколько часов хода.

Услышав переговоры полярников на УКВ, я вклинился в разговор и сообщил о нашем прибытии. Подойдя ближе, мы разглядели на крыше одного из строений группу людей, размахивающих российским флагом. Станция разместилась на скалистом острове Петрел. В проливе между ним и островом Льон, где сооружена взлетная полоса, оборудована пара причалов. К одному из них мы и ошвартовались.

Нас встречали начальник станции Диди Беллё (Didie Belleoud) и Патрис Годон, (Patrice Godon), менеджер-распорядитель и шеф сезонной партии. Последний выразил озабоченность по поводу нашего позднего захода и возможных проблем со льдами, которые могут нас раздавить. После этого Патрис поинтересовался, чем они могут быть нам полезны. Выслушав пожелания, он обещал во всем помочь, и работа закипела.

Через полчаса подъехал трактор с цистерной, и в наши изрядно опустевшие танки полилось дизтопливо. Управлял трактором мсье, своими роскошными усами и бородкой клинышком, очень похожий на д'Артаньяна. В последствии мы узнаем, что коллеги его так и зовут. На самом деле его имя Патрик Блэз (Patrick Blaise), а на визитке напечатано - механик-авантюрист.

Через полчаса мы вместе везли наш сломанный дизель-генератор в мастерскую. Еще час спустя агрегату вынесли окончательный приговор - ремонт возможен только с заменой запчастей. Их, конечно, нет. В общем, я убедился в том, в чем почти не сомневался, просто на яхте мы не смогли добраться до внутренностей дизеля.

Тем временем над "Апостолом Андреем" завис вертолет, на его подвесе в контейнере стояло два десятка канистр с пресной водой. В течение трех часов французы решили все наши вопросы, удивив организованностью и слаженностью.

Экипаж яхты сел в тузик и отправился в душ и на ужин. Ужин прошел очень весело, а так как на следующий день было воскресенье, то затянулся он почти до завтрака.

Полдня воскресенья прошло в почтовых заботах. Помимо писем, что мы везли с собой, на почте нас ждал небольшой мешок, присланный бельгийским приятелем Эдди де Буше. Четыре часа я расписывался на конвертах, а Паскаль Фасери (Pascal Faceris), исполняющий по совместительству обязанности почтмейстера, ставил штампы. Затем каждому члену экипажа было вручено по коробке, и мы, сгибаясь под их тяжестью, понесли на лодку продукты. Помимо консервов, мороженого мяса и рыбы нам презентовали мешок картошки и ящик, наполненный яблоками, апельсинами, манго и киви. Не думал, что эти фрукты произрастают так далеко на юге.

Пока экипаж, покончив с делами, принимал на яхте гостей, мы со старпомом заглянули к Патрису - поблагодарить за все, что для нас сделано. Подарили ему фирменную футболку, фильмы и мои книги. Начальник станции последние дни очень занят, через неделю приходит судно "Астроляб", которое увезет его с партией во Францию. На базе останутся зимовщики во главе с Диди. Всего 26 человек, среди которых две юные дамы.

Здесь меня ждал еще один приятный сюрприз: чтобы решить проблему с электричеством - сгоревший дизель-генератор оставил нас без напряжения 220 вольт - нам дают конвертор, преобразовывающий напряжение из 12 в 220. После ужина вертолет привезет прибор с материковой станции, что находится в 10 милях от островной.

После обеда наблюдал забавную картину "охоты" на пингвинов Адели. Биологи гонялись за ними и ловили для каких-то своих целей. Пингвины бегали довольно шустро, забавно оттопырив назад крылья и возмущенно крича. Ученые - чертыхаясь и поскальзываясь на пингвиньих экскрементах. Потом один из аделек пришел к нам в гости, гордо демонстрируя цифру 8 на груди. Как он догадался, что мы специалисты по "восьмеркам"?

Два дня стояла великолепная погода. Было ясно, тепло и безветренно. Ледники Антарктиды и айсберги в проливах сверкали под ярким солнцем. Ночью, однако, столбик термометра опускался до -10, и пресная вода замерзала не только в канистрах на причале, но в шкиперской внутри яхты.

Как ни хорошо в гостях, но время не терпит, и мы, невзирая на понедельник, вышли в море. Утром провожающие собрались на причале. Напутствия, обмен адресами, посошок на дорожку - теперь и французы знают, что это такое. По глазам Диди и остальных было видно, что они искренне переживают за нас, что мы обрели настоящих друзей. Удивительно быстро устанавливаются дружеские отношения на краю Земли.

В 8.30 боцман станции Жан-Мишель Мутон (Jan-Michel Moutton) снял швартовы "Апостола Андрея" с кнехтов. Последовал взаимный обмен ракетными салютами, и остров Петрел вместе со станцией Дюмон д'Юрвиль растаял за кормой.

Неожиданно, вопреки всем прогнозам - и русским, и французским - мы имеем хороший западный ветер. Через час только ледяной панцирь Антарктиды виднелся за кормой, а еще через полчаса яхта вышла за пределы Южного полярного круга. Недолгим на этот раз было наше заполярное плавание.