Дневники третьей кругосветки
Капитанская ночка

Прошедшая ночь оказалось бурной и полной событий. Подозрительные симптомы проявились еще два дня назад, когда атмосферное давление полезло в гору и достигло 1006 ГПа. Таких больших гектопаскалей мы не видели практически с тропиков. И если там они норма, то здесь давление забралось повыше для того, чтобы затем рухнуть вниз.

За следующие сутки падение составило 43 единицы. К полуночи перо барографа стало опускаться почти вертикально, остановившись на отметке 963 ГПа. Наверху же дул ровный несильный ветер, было пасмурно, и ничего не менялось.

Закончив сеанс радиосвязи и обмен почтой с землей, я, было, собрался отойти ко сну, но не успел осуществить своего намерения, как ветер резко усилился. Замер Андрея Балымова показал 18 м/с. Это слегка утешало - значит, барометры падали не зря, а та площадь парусов, которую мы несли - вглухую зарифленный грот и третий стаксель - позволяла, не очень беспокоясь, встретить 9-балльный шторм.

Но следующая весть была хуже - лопнул грот. Хочется сказать пару слов в адрес грота и тех, кто его шил: более ненадежного паруса на "Апостоле Андрее" не было со дня первого выхода в море. Прослужив совсем ничего, парус расползается от легкого ветра, и весь экипаж только и занят тем, что латает его не переставая.

Я распорядился убрать грот и через пару минут сам присоединился к вахте. Пока убирали парус, ветер умерился и пошел дождь. Встал вопрос: "Что ставить вместо грота?" Наиболее простым было поставить трисель (небольшой треугольный парус для тяжелой погоды), что мы и сделали. Процедура эта не очень быстрая, провозились мы почти час, как раз до смены вахт. Передав бразды правления старпому, мы с боцманом удалились на отдых. Наверху выглянули звезды, давление резво полезло вверх.

На этот раз я успел добраться до спальника. Но только вытянулся в блаженном тепле, как яхта легла на борт. В снастях завыл и засвистел ветер, корпус стал содрогаться от порывов. С очередным шквалом в мою каюту что-то влетело. Оказалось - сапоги боцмана, перелетевшие с противоположного борта. Вслед за сапогами прилетел мольберт художника вместе с какими-то мешками и пакетами.

Пришедшего за мной старпома я встретил уже одетым, и мы поднялись на палубу убирать стаксель. Пройти на бак оказалось совсем не просто - сила ветра была такова, что, шагая ему навстречу, создавалось ощущение, будто упираешься в стену. Вода вокруг кипела, яхта шла, лежа на боку. Пока убирали парус, каждого волной пару раз протащило по баку на всю длину страховки.

Оставшись под одним триселем, "Апостол" с облегчением выровнялся. Больше мы ничем помочь ему не могли, яхта хорошо лежала на курсе, сопротивляясь ветру и волнам. Сняв рулевого, я отправил всех вниз. Прибор показал скорость ветра в 31 м/с - 12 баллов по шкале Боффорта.

К счастью, ненастье длилось недолго, и к восьми утра скорость ветра была уже 18 м/с. Можно было расслабиться, если бы не печальная новость: наш "руль" не выдержал ночного насилия - дверь оторвало от спинакер-гика.

После непродолжительного отдыха, одни принялись восстанавливать руль, другие - штопать злосчастный грот. Давление тем временем устремилось вверх с еще большей скоростью, чем опускалось, и к 20 часам замерло на отметке 1005 Гпа. Ветер скис до 6 м/с и только тяжелая зыбь, валяющая яхту с борта на борт, напоминала о пронесшемся над нами глубоком циклоне.

Ваш Литау,
12.03.2005 г.