Дневники третьей кругосветки
Воспоминания о Маджуро

Атолл Маджуро похож на своих южных братьев: Фунафути и Тараву, в особенности на первый - та же глубокая лагуна, тот же рим по периметру и невысокие островки, поросшие кокосовыми пальмами. Сама столица Маршалловых островов довольно скучное место - широкая улица, бетонные коробки невысоких зданий, китайские супермаркеты, ресторанчики и кафе. В стороны от главной улицы расходятся переулки, ведущие к побережью, застроенные одноэтажными фанерными домишками в которых живёт население Маджуро. Пара церквей, отели, спортзал, кинотеатр с обязательными попкорном и "Звёздными войнами - 3", интернет, где почти всегда можно встретить знакомых. "Лучшее место здесь", - сказал один из яхтсменов. Перемещаются все на такси, стоит это удовольствие 50 центов с человека в любой конец городка. А город кончается у моста. За мостом - дорога, ведущая к другим островам атолла, аэропорт, парк "Мира", пляжи.

Интересен в Маджуро рейд. На якорях стоит около десятка судов, в основном рыболовецкие суда-матки, к которым регулярно швартуются пришедшие с промысла траулеры и сгружают рыбу. Ночью рыбаки ярко освещены прожекторами, и рейд выглядит очень нарядно. Подходя сюда, это сияние мы увидели миль за тридцать. Обращает на себя внимание чистота и прозрачность воды в портовой части лагуны.

Яхты, в основном американские, регулярные гости здесь. Привлекают их великолепные пляжи, голубая вода лагун, рыбалка и подводное плавание. Для аквалангистов здесь есть много интересного. Кроме, собственно, рифа и подводных красот, в дне лежит большое число затонувших кораблей и самолётов со времен Второй мировой войны. Подводная коллекция продолжает пополняться современными судами. Яхты стоят месяцами, кто-то переселяется в отели, в прохладу кондиционеров. Яхтсмены устраивают еженедельные вечеринки. На одной довелось побывать и экипажу "Апостола". Незамысловатый и недорогой ужин, пиво, бильярд, настольный кёрлинг и общение с себе подобными.

Ни исторических памятников, ни древностей здесь нет. Достопримечательностей немного, единственная - музей "Алеле". Он невелик, занимает одну небольшую комнату, но материал разнообразен и интересен и даёт представление о геологии и истории Маршалловых островов, о природе и подводном мире, о быте и культуре микронезийцев.

Экспозиция открывается стендом, посвященным русским экспедициям под командованием Отто Коцебу, который посетил острова в 1816-17 и в 1824 годах. Первый раз на бриге "Рюрик", второй - на шлюпе "Предприятие". Историческая справка говорит, что о том, какова была жизнь островитян до появления на них европейцев известно мало: археологические данные скудны, устные предания записаны фрагментарно и зачастую неточно. И наиболее полно и достоверно об этом периоде рассказывается в отчётах русских экспедиций Отто Коцебу.

Любопытно, что нигде в музее мы не увидели имён Алваро Сааведры - открывателя островов, или Вильяма Маршалла, чьё имя они носят сегодня. В тоже время высказывания Коцебу и натуралиста экспедиции Адельберта Шамиссо поясняют сцены из жизни островитян. Иллюстрациями служат репродукции великолепных гравюр Логина Хореса, бывшего художником на "Рюрике". Цитаты капитана Коцебу касаются, в основном, устройства каноэ и мореходного искусства островитян. Он восхищается быстроходностью местных лодок, их способностью остро ходить к ветру.

Каноэ посвящён отдельный раздел экспозиции. Есть модели, описание конструкций, теоретический чертёж корпуса, информация из каких пород дерева делались разные какие части каноэ, из чего ткался парус. Особенность конструкции микронезийских каноэ (по-микронезийски - wa) в том, что корпус имеет асимметричные обводы. Более плоский борт является подветренным, с наветренного борта расположен поплавок-аутригер. Нос и корма имеют одинаковую форму и меняются местами при смене галса. Мачта наклоняется в сторону носа и несет парус треугольной формы, похожий на латинский, только с двумя реями: по верхней и нижней шкаторинам.

В 1989-92 годах на Маршалловых островах осуществлялся проект "Каноэ этих островов". Его целью было возрождение традиций строительства каноэ, использования их в народном хозяйстве, спорте, туризме, рыбной ловле. Состоял он из восьми этапов-программ. Было построено больше двух десятков гребных и парусных лодок, как долбленных из ствола хлебного дерева, так и с обшивкой из досок пандануса. В ходе седьмого этапа было спроектировано и построено каноэ для "крейсерских" плаваний. На нём был совершён переход между островами Кука: от острова Аитутаки до Раротонги, где в октябре 1992 года проходил VI фестиваль культур Тихоокеанского региона. Каноэ было признано самым быстроходным парусником традиционной постройки Тихого океана. Сегодня оно экспонируется в морском музее Окленда.

На стенде, рассказывающем о методах микронезийской навигации, висят навигационные пособия-wappepe - "прутиковые" морские карты. Внешне они выглядят как решетки из планок, на перекрестии которых закреплены ракушки, обозначающие атоллы и острова - это "генеральные карты". Другие wappepe, из таких же планок, представляют собой комбинации из ромбов, крестов и треугольников с вписанными дугами, обозначающими течения всех четырёх сторон света. Они служили навигационным инструментом, ориентирование осуществлялась по оценке течений, характеру и рисунку волн и зыби. Разобраться, как всё это делалось, совсем не просто.

На стендах посвященных Второй Мировой войне вывешены карты района боевых действий, дислокация японских войск, фотографии того периода, проржавевшие японские пулемёты и патроны.

Сегодня в местной газете The Marshall islands Journal говорится о том, что японцы собираются строить резервуар для пресной воды, который позволит увеличить емкость существующего хранилища (36 миллионов галлонов или 145 тысяч тонн) в два раза. Стало традицией: каждые два года японцы осуществляют здесь какой-нибудь проект, сейчас завершают оборудование госпиталя на 9 миллионов долларов.

Рядом сообщение, что посол Тайваня передал министру финансов Маршалловых островов чек на полмиллиона долларов для программы солнечной энергетики.

А вот статья о том, что китайские проститутки, не вкалывая в порту, в грязи и сырости, приезжают в этот же порт на дорогих машинах Lexus. И куда только смотрят власти, когда они - китаянки - проживают здесь по году и больше при официально разрешённых трёх месяцах?

На другой странице призыв перейти на использование в автомобилях кокосового топлива вместо дизельного, так как первое стоит всего 2 доллара за галлон против 3,25 за солярку. На сегодняшний день по Маджуро передвигается семь автомобилей движимых кокосовой силой, одним из них управляет Министр иностранных дел Джеральд Закиос.

Из личных наблюдений - на Маджуро никто не ходит без обуви, в отличие от Кирибати, где, за небольшим исключением, всё население босое вне зависимости от пола и возраста.

Ваш Литау,
18.06.2005 г.