"Апостол Андрей"
в Японии
Последние полтысячи миль, отделявшие нас от Японии, "Апостол
Андрей" прошел без напряжения и довольно резво. Хотя
погода и была довольно противной, с дождями и туманами,
но благоприятный ветер, плюс попутное течение Куро-сио,
позволили проходить более 150 миль ежесуточно. Парусами
мы не форсировали, скорее, поднимали их с большой опаской.
Сложная картина течений, омывающих восточное побережье
Японии, сделала переход не скучным. Неоднократно яхта без
видимой причины резко меняла курс на 10-30 градусов, и заметить
маневр можно только по GPS: на компасе и лаге показания
не менялись. Особенно это сказывалось при небольших ходах.
Также скачкообразно менялась и температура воды, сначала
упав за сутки на 7 градусов, следующий раз - на 5, и потом
ещё раз на 5. В итоге на подходе к Японии за бортом было
всего 12 градусов, как и два месяца тому назад у берегов
Новой Зеландии. А в проливе Цугару термометр зафиксировал
температуру в 7 градусов. И это в разгар лета на широте
Мраморного моря и Мальорки! Непрекращающийся моросящий дождь
и густой туман не позволяли разглядеть что-либо в радиусе
нескольких кабельтовых. Суда выныривали неожиданно из мглы
и также внезапно исчезали. Так и бродили мы полночи, словно
ёжик в тумане, замечая попутчиков и встречных только на
экране радара.
По мере продвижения вглубь пролива температура воды опять
начала расти, и на рейде Хакодате составила 15 градусов.
Сказывалось влияние теплого течения, идущего нам навстречу
из Японского моря. В самом проливе течения тоже сильны.
Складываясь с приливными течениями, они могут достигать
6 узлов.
В какой-то момент туман рассеялся. Нашим взорам открылась
россыпь огней Хакодате и зарево над островом Хонсю, лежащим
к югу, за проливом.
Два дня накануне прихода были заняты перепиской и переговорами
с береговой охраной Японии, Российским консульством и Москвой.
Японские чиновники очень въедливо относятся к вопросам оформления
прихода судов. Так, в частности береговая охрана, помимо
традиционных вопросов о судне и экипаже затребовала сведения
о последних 10(!) портах посещения. Здесь мы в грязь лицом
не ударили - есть у нас десять портов. Кроме того, пограничников
нужно было не менее чем за сутки предупредить о входе в
территориальные воды, указать место входа, а также время
и точку выхода. Иммиграционные власти предъявили свои вопросы
и претензии. Решить все проблемы, как обычно, помогли наши
дипломаты. Алексей Геннадьевич Усов, российский консул в
Хакодате, принял самое деятельное участие в наших делах,
и проблемы разрешились наилучшим образом.
Сейчас уж всё в прошлом, но когда мы на рассвете подошли
к карантинному рейду и, ожидая начала рабочего дня, три
часа лавировали среди десятка стоящих там судов, настроение
было отнюдь не столь радужным.
В восемь утра делаю звонок господину Мидзуно (Ryokichi
Mizuno). Он сам яхтсмен, владелец яхты, его бизнес - навигационные
карты и именно он, с японской стороны, занимается нашими
делами, по сути, выполняя функции агента. Мидзуно-сан говорит,
что мы можем входить в гавань и объясняет к какому причалу
идти. Пропустив пассажирский паром, входим. В порту оживлённое
движение, расходимся с военным фрегатом, идущим на выход,
уступаем дорогу двум буксирам, выводящим из дока судно,
и подходим к указанному причалу. Нас уже ожидают господин
Мидзуно, Алексей Усов и чиновник карантинной службы. Пока
последний не осмотрит яхту, никто не может нам даже руки
подать. Но вот мы признаны неопасными для окружающих, и
вниз спускаются два офицера береговой охраны. Один из них
хорошо говорит по-русски. Оформление затягивается и не по
причине буквоедства, а потому что ребятам всё интересно:
откуда мы, где ходили, что видели. Я включаю компьютер,
показываю карты, иллюстрирую свой рассказ показом фотографий
и только то, что на берегу стоят люди и ждут нас, заставляет
прекратить общение. Мы садимся в машину и едем в управление
порта - в таможню и иммиграционный департамент. Там тоже
всё разрешается быстро и наилучшим образом. На неделю нам
выдаётся разрешение на пребывание в Японии, точнее в Хакодате,
за пределы которого мы не должны выезжать, раз уж заявились
с паспортами моряка. Покидаем присутственные места, очарованные
учтивостью и предупредительностью японских чиновников.
Благодаря господину Мидзуно нас поставили на причал в центральной
части города, в трёх шагах от исторического центра рядом
с мемориальным судном-музеем "Машу-Мару".
Вот мы и в стране восходящего солнца, которого пока не
видели, сакэ и суши, гейш и самураев, сакуры и харикири.
Последнее не предлагать.
Ваш Литау,
07.07.2005 г.