Пролив Белло, Канада

Переход от Кембридж-Бея до пролива Белло – протяженность 300 миль – прошел при хороших ветрах, в основном, по чистой воде и ничем кроме дня рождения Виктора Гомзы не запомнился. Случилось оно 6 сентября, и исполнилось Виктору 20 лет. Это самый молодой член экипажа всех созывов, но уже достаточно опытный яхтсмен: рулевой первого класса, перворазрядник, имевший за «кормой» до прихода к нам около 5 тысяч морских миль.

Пролив Белло

Пролив Белло

Ко входу в пролив Белло мы подошли на рассвете 8 сентября. Пролив отделяет остров Сомерсет от полуострова Бутия, а популярней: материк Северная Америка от Канадского Арктического архипелага. В проливе находится мыс Зенит – северная точка Америки, своеобразный анти-Горн. Широта его ровно 72 градуса и в этом он значительно уступает нашему мысу Челюскин, который расположен почти на 78 параллели. Белло представляет собой узкую щель, местами меньше мили, берега высоки (до 300 метров) и утесисты, глубины до 380 метров. Приливные течения в проливе следуют то на запад, то на восток, меняясь каждые 6 часов, и скорость их достигает 8 узлов. Чист ото льда он бывает редко, и лоция говорит: «Безопасное плавание по проливу возможно только в условиях хорошей видимости под проводкой ледокола; проходить по проливу без ледокола, не имея надежной информации о ледовой обстановке, не рекомендуется».

Ледокола у нас при себе не было, информация была вполне приличной, а видимость отличной. Выдался хороший солнечный денек, это обеспечило видимость не только для судовождения, но и дало возможность полюбоваться чудесными видами, открывающимися по обоим берегам пролива. Пролив оказался практически чистым ото льда и ровно в 10:00 мы миновали мыс Зенит. «Апостол Андрей» стал уникальной яхтой, которая миновала все крайние мысы всех континентов.

Пролив Беллоо

Пролив Беллоо

Отметив это, мы подошли к самому опасному месту пролива Белло: скале Магпай. Лежит она в уровень с поверхностью малой воды, ее положение можно приблизительно определить по образующимся над ней водоворотам и сулоям. В 4 кабельтовых к северу от нее расположена банка. Фарватер – в этом узком проходе. И именно здесь течения достигают максимальной силы. Подтверждение служили показания нашего лага, которые стремительно росли, и достигли 11 узлов при собственной скорости в 5. Вода кипела как в котле. Льдины проносились мимо яхты то обгоняя ее, то идя навстречу, то пересекая наш курс. Если льдины попадали в водоворот, они начинали вращаться на месте. Пара льдин исполняла своеобразный танец, кружась как в вальсе.

Яхта управлялась с трудом, ее поворачивало против воли рулевого. Дрожащей рукой он утер пот, когда мы миновали это место. Зато остальные члены экипажа испытали восторг и извели много метров пленки, чтобы запечатлеть буйство стихии.

Пролив Белло остался позади, и нам открылся чистый ото льда простор залива Бутия. К сожалению, это только в радиусе 10–20 миль. Ледовые карты показывают, что дальше на север и на юг распространяются льды различной сплоченности, большей частью непроходимые. Мы завернули за остров Лонг-Айленд и встали на якорь в бухте Депо у покинутого селения Форт-Росс. Надо принять новые ледовые карты, оценить ситуацию и дождаться ее улучшения. Перед нами лежат три дороги, но ни одна пока не доступна.

Координаты «Апостола Андрея» на 08.09.2002 (21:00 МСК) – 71°57′ N, 94°16′ W.

 

Ваш Литау,
09.09.2002

Комментариев: 0


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование