Им бы понедельники взять…

«Им бы понедельники взять, да отменить…»
Из старой морской песенки

Ну, пятница, ну не вышли мы тогда в море, потому что выходить в пятницу – плохая примета у английских моряков. Но через два дня наступил родной понедельник, и… в сравнении с этим черным днем все импортные суеверия померкли.

Тот понедельник, первый после Южной Георгии, начинался с моей вахты. Ветерок к ночи окреп, и прогноз обещал дальнейшее усиление. Ровно в полночь я поднялся на палубу. Генуя была уже наполовину закручена, решили зарифить и грот. Встали по местам: Сергей к мачте, Пётр – на лебёдку, я – к штурвалу. Заложили галсовый угол грота на риф-болт, начали набивать фал, и… Вдруг заполоскала генуя! Первая мысль – отдался шкот, но всё оказалось гораздо хуже – вырвало нижнее крепление штага. Парус за секунды полностью раскрутило, и 120 кв. метров полотна захлопали на ветру.

Привет из Африки!

Привет из Африки!

Геную надо было срочно майнать! Сергей отдал фал, и парус пошёл вниз, но, не дойдя до конца 3-4 метров, остановился – каретку заклинило на изуродованном обтекателе штага. Парус оказался почти целиком в воде, появилась реальная угроза потерять мачту! Она раскачивалась под рывками штага, краспицы ходили ходуном вперёд и назад (как выяснилось впоследствии, на передних креплениях нижних краспиц срезало все заклёпки). Надо было срочно избавляться от паруса! В ход пошли ножи: по новой генуе, как по сердцу! Обрезали верхний угол и крепление галсового угла, парус ушел за корму и потащился за яхтой на шкотах огромным плавучим якорем.

Мачта устояла, удерживаемая бэби-штагом и штагом внутреннего стакселя, но возникла другая проблема: оборванный штаг с пудовой «кувалдой» на конце – гидравлической лебёдкой-закруткой – начал раскачиваться, словно маятник, летая вокруг лодки и колотя по бортам, надстройке, шлюпбалке…

От ударов по мачте погасло освещение палубы, дальнейший аврал проходил в кромешной тьме. Я стоял у штурвала, пытаясь удержать яхту по волне. Сергей предупреждающе закричал! Чтобы броситься на пайолы, как в окоп, была доля секунды. Над головой просвистел штаг с лебедкой. Утром мы увидим внушительную вмятину на стенке кокпита рядом с тем местом, где находилась моя голова перед нырком.

«Леопард» в Южном океане

Южный океан

Пока я удерживал лодку, мужики ловили взбесившийся штаг. К двум часам ночи его удалось укротить, что дало возможность заняться забытым гротом. Я закрепил риф, набил шкентель и положил яхту в дрейф, поручив её авторулевому. Лебедками подтянул геную к корме и начал помогать коллегам: изуродованный штаг набили шкотами через якорный роульс. Теперь за мачту можно было не опасаться, но возможности нести стаксель мы лишились, как, собственно, и самого стакселя. Остался только один штормовой на внутреннем штаге.

Так прошла ночь первого понедельника.

Затем пришёл шторм. Был он не очень серьёзным – еле дотягивал до 8-9 баллов и длился меньше суток. Он же показал, что и с этим вооружением «Леопард» вполне боеспособен. При наличии ветров попутных или в полветра, какие здесь и преобладают, мы делали по 150-170 миль в сутки.

Через неделю наступил новый понедельник, с ним пришел новый шторм и это уже было серьёзно. Ветер быстро разогнался до 10 баллов, мы легли в дрейф – штормовать под парусами без штага было опасно.

Внутри больших тяжёлых яхт в аналогичной ситуации шторм ощущается не сильно. Помню это по 1997 году, когда мы на «Апостоле Андрее» пролежали в дрейфе трое суток в 12-балльный шторм. Тогда у нас не было руля, и яхта сама занимала удобное положение относительно волн, которые проходили под ней. Иногда шальная волна, как молот саданёт по борту и опять тишина…

Трави помалу!

Трави помалу!

Именно такая волна и обрушилась на палубу «Леопарда»: остекление рубки выдержало, а от спрей-худа (козырька над входом в яхту) остался один каркас – оргстекло разлетелось в дребезги, тент превратился в лохмотья. Но это была бы еще не беда, если бы выдержал наш многострадальный штаг. Его обломило окончательно! 

Я встал за штурвал, и мы начали удирать по ветру, сила которого тем временем достигла 11 баллов. Яхта под одним рангоутом неслась со скоростью в 6 узлов. Волны достигли гигантских размеров. Был момент, когда «Леопард» завис над пропастью. Казалось, что стена океана уходит отвесно вниз. Я вспомнил капитана Щербакова и кувырок его яхты «Сибирь» через нос у Алеутских островов…

Замерев на мгновение, «Леопард» полетел в пропасть: бак ушёл под воду, поток прокатился по палубе, до краёв заполнив кокпит. Яхта, стряхнув с себя тонны воды, вынырнула на поверхность. Думаю, от оверкиля нас спасла только длина лодки.

Гонка продолжалась до темноты. Скорость ветра устойчиво превышала 60 узлов, на шквалах указатель показывал цифры в 70 и более. Максимальное значение, которое довелось увидеть – 75 узлов, 12 баллов. «Леопард» перестал управляться – при полной перекладке руля яхту ставило лагом к волне. Пришлось вновь лечь в дрейф…

Ночь прошла в мучительных раздумьях: выдержит ли мачта без штага такой напор? И она все-таки выдержала!

Кто к нам пришел?

Кто к нам пришел?

С рассветом ветер умерился до 9 баллов, это казалось уже чуть ли не затишьем. Поднялись на мачту, закрепили остатки штага, чтобы не молотил по железу, вместо него завели все имеющиеся фалы. Теперь можно было продолжать движение к Кейптауну, от которого нас отбросило штормом почти на 100 миль.

Третий понедельник ничем особым не запомнился, да и был он у нас короче на час – мы перевели часы на время Кейптауна.

Четвёртый понедельник оказался неудачным для трёх антилоп: спинбока, куду, импала и одного страуса – они пошли на ужин экипажу. Накануне «Royal Leopard» завершил свой переход по Южному океану и теперь отдыхал на швартовых в порту Кейптаун.

Моя миссия на этом заканчивается. Возвращаюсь к «Апостолу Андрею», который готовится к арктической навигации на Охтинской верфи в Шлиссельбурге. Но и с «Леопардом» не прощаюсь насовсем: планирую стартовать в ноябре в регате ARC 2011, с прицелом на кругосветное плавание ARC WORLD 2012-2013. Присоединяйтесь, скучно не будет!


Ваш Литау

комментария 3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2020, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование