Прибыли в Диксон
Утро 26 августа «Апостол Андрей» встретил у причальной стенки Диксона. Или ДиксОна – с особенным ударением, как произносили бывалые полярники советской эпохи. Приплыли! Столица Арктики!
Самый северный порт России, аэродром, гидробаза, поселок… Остров при выходе из Енисейской губы в Карское море в 1,5 километрах от материка получил свое имя в 1894 году из рук начальника Главного Гидрографического управления А.И. Вилькицкого в честь Оскара Диксона, шведского магната и купца, финансировавшего экспедиции Норденшельда и Нансена. «Эта гавань – лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли», – писал Норденшельд, побывавший здесь лет за 15 до того на своей «Веге» во время плавания из Атлантического океана в Тихий.
В 1915 году на острове оборудовали склад угля для экспедиции ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач». Поселение, начавшееся с двух жилых срубов и бани, со временем перешагнуло с острова на материк и выросло в крупнейшую арктическую гавань СССР…
Прямая речь от капитана Литау:
– Суточный переход – и мы на Диксоне. Встретил он нас зарядами снега, первыми в этом году. И хотя была глубокая ночь, бравые пограничники прибыли через полчаса, чтобы выяснить законность нашего захода в порт. Проблем не возникло – у нас все оформлено как положено. Но меня всё не перестают удивлять наши порядки: зачем нужно оформлять пограничные пропуска в места, которые отстоят от ближайшего государства в разы дальше, чем Москва или другой город средней полосы, не говоря уже про Питер?
Утром нам предложили перейти к пассажирскому причалу, что мы с удовольствием и сделали. «Апостол» встал почти на то же место, что и 12 лет назад. К слову: тогда, в 1999-м, мы были первой яхтой, что посетила Диксон. Собственно, а как могло быть иначе, если «Апостол» первым прошёл по трассе Севморпути. Зато сегодня мы слышим: яхтами нас не удивишь.
Первым, кто нас встретил на причале был старинный знакомый Василий Тимофеевич, командир пограничного катера. Он помнил не только нас, но и то, как мы поуродовали леерное ограждение, когда волной яхту навалило на стоящий у причала теплоход. Подробности происшествия можно прочитать в первой книге капитана Литау.
Диксон внешне мало изменился за прошедшее десятилетие. Но если присмотреться: многие дома стоят заколоченными – это общая картина для нашего севера. Не стало кафе и бара, а ведь были… Команда, наслушавшись рассказов капитана, размечталась, но, увы. Зато появился интернет и мобильная связь. Правда, только «Билайн», поэтому к двум имеющимся на борту телефонам выстроилась очередь.
А самоотверженная Анна Золотина решила: «Сначала отправить фотографии для сайта, а уж потом – душ, маникюр и ресторан!» – и встала в хвост очереди.
Сайт Литау.ру
Фото Анны Золотиной
Фото отличные, Шмигельский молодец, экспедиция впечатляет! И всё же, почему камни круглые? Семёнов, что предполагаешь? Держаться, братцы!
Фото – просто супер !!!