Потомки помнят

На острове Попова-Чухчина нос к носу столкнулись два хозяина Арктики: двуногий и настоящий… Мишка оказался молодым и очень симпатичным: белым и пушистым. Мы осторожно сближались. В какой-то момент я все-таки выстрелил медведю под ноги, и тот пустился наутёк, расстроив нашего фотографа. «Кэп, я так и буду бегать за медведями по Арктике?!» – возмутилась Анна и припустилась вдогонку.

«Апостол» и медведь

«Апостол» и медведь

Белый и пушистый спустился к воде, но дальше отступать ему было некуда. Оставалось только прыгнуть в море и уплыть на соседний остров.

Третий памятный столб, что нам предстояло увидеть, был установлен командой Дмитрия Шпаро в 1978 году на мысу, который впоследствии нарекли «мысом Русановцев». История с этим местом вообще детективная. В 1921 году Никифор Бегичев занимался поисками двух пропавших норвежцев из экспедиции Амундсена. В бухте Михайлова на высоком безымянном мысу Бегичев обнаружил кострище с обгоревшими костями и предметами: наконечником багра, патронами, ложкой, стеклами пенсне, французскими монетами, пуговицами.

Бегичев сделал вывод, что здесь был кремирован один из норвежцев. Однако, еще тогда это умозаключение было поставлено под сомнение – человеческих костей в кострище не оказалось. Позже другими исследователями так же высказывались предположения, что Бегичев ошибся.

Изучая фотографии находок Бегичева и сравнивая их с артефактами, обнаруженными на острове Попова-Чухчина, команда Дмитрия Шпаро пришла к выводу, что стоянка на мысу связана с экспедицией Русанова. За подробностями обоснования и доказательствами отсылаю к книге Д. Шпаро и А. Шумилова «Три загадки Арктики».

Шхеры Минина

Шхеры Минина

В 1978 году на мысу были установлены два столба: один на месте того, что оставил Бегичев, второй в память о русановцах. Год спустя гидрографы из Архангельска отлили рядом монумент из бетона. Мы застали памятное место разрушающимся. Берег отступил и монумент опрокинулся. Один из столбов упал, второй сильно наклонился.

Поставив столбы на место, «апостольцы» отправились к острову Песцовому. Там было намечено рандеву с сухопутной поисковой партией Клуба «Приключение» – она обследовала гору Минина и побережье острова, надеясь отыскать следы экипажа «Геркулеса». Ребята закончили свою работу, мы забрали их на борт яхты и доставили в Диксон. Так завершился наш поход по местам, связанным с исчезнувшей экспедицией Владимира Русанова.

А в порту по-прежнему стояли две яхты: польская и финская. Пролив Вилькицкого всё так же был блокирован 10-балльными льдами. И первый вечер снова на Диксоне мы провели так же, как и последний десять дней назад – в компании коллег.

 .

Ваш Литау,
фото Анны Золотиной

комментария 3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование