Памяти Александра Киреева

Друзья и земляки Александра Александровича Киреева через городскую газету обращаются к жителям Балашихи с инициативой установить на здании Муниципального лицея – бывшей городской школы № 5 – мемориальную доску в память о старпоме «Апостола Андрея».

 

Уважаемые земляки-балашихинцы!

А.А. Киреев

А.А. Киреев

Обращаемся к вам с просьбой поддержать нашу инициативу об увековечении памяти жителя Балашихи, выдающегося путешественника и спортсмена, кавалера ордена «Знак Почёта», мастера спорта международного класса по парусному спорту, участника трёх уникальных кругосветных путешествий на яхте «Апостол Андрей» Александра Александровича Киреева. Он ушёл из жизни 29 октября 2013 года, трагически рано, немного не дожив до своего 55-летия.

Плавание на яхте «Апостол Андрей» под командованием капитана Н.А. Литау, у которого А.А. Киреев был первым помощником, явилось замечательным спортивным достижением, поскольку впервые судно такого класса совершило кругосветное плавание в меридиональном направлении (маршрут получил официальное название «восьмёрка Литау»), прошло Северным морским путём, Северо-Западным проходом вдоль побережья Канады и обошло вокруг Антарктиды.

Вся жизнь А.А. Киреева связана с Балашихой. Здесь он прожил более 40 лет (с 1970 года), учился в школе № 5 и Всесоюзном заочном машиностроительном институте, долгие годы работал в НПО «Криогенмаш», а затем в НПП «Криосервис». Здесь начал заниматься парусным спортом и участвовал в постройке яхты «Балашиха», на которой в 1990 году совершил своё первое морское плавание в качестве старшего помощника капитана. А.А. Киреев был не только спортсменом, но и прекрасным инженером, высоким профессионалом, много сделавшим для космической отрасли страны. Ему многократно приходилось работать на стартовых площадках Байконура. Последние годы он неоднократно выезжал и на космодром Куру во Французской Гвиане, обеспечивая пуски ракет.

Коллеги, товарищи по экипажу – все, кому довелось общаться с А.А. Киреевым, неизменно отмечают такие его качества, как профессионализм, готовность и умение выполнять самую трудную, а порой и опасную работу, взять на себя ответственность. При этом он умел быть душой коллектива, пользовался уважением и любовью товарищей.

Обращаясь к вам с этой просьбой, мы думаем не только об Александре Кирееве, который был близок каждому из нас, но и о нашем городе, о Балашихе. Жители его должны знать своих героев и гордиться, что были его соседями. Это имеет большое воспитательное значение. С этого начинается истинный патриотизм.

Мы выступаем с предложением установить памятную мемориальную доску на стене муниципального лицея (бывшая школа № 5), где учился Александр Киреев.

Коллеги, друзья и товарищи
Александра Киреева.

 

 

Редакция газеты «Факт» попросила старого друга А.А. Киреева Алексея Владимировича Казарновского рассказать горожанам о знаменитом земляке.

 

АЛЬБАТРОС ИЗ БАЛАШИХИ

Три кругосветки позади

Я познакомился с Александром Киреевым в 1988 году, когда волею судеб попал в секцию парусного спорта НПО «Криогенмаш». Тогда там под руководством Юрия Петровича Цапова (помянем тут и этого неординарного человека) достраивали большую (пожалуй, даже огромную по московским меркам) яхту «Балашиха». Саня же был правой рукой и старшим помощником капитана.

А.А. Киреев

А.А. Киреев

Тридцатилетний стройный высокий красавец с чёрными кудрями, немногословный, доброжелательный, сдержанный и как-то очень располагающий к себе, будучи лидером по природе и зная себе цену, совершенно не имел болезненных амбиций начальника-командира. В любой ситуации лучше других понимал, что и как надо делать, и никогда не искал кого-то, кто бы это сделал по его указке. Делал сам и своим примером вовлекал в работу остальных. А умел он всё, владел любым инструментом – от швейной иглы до сварочного аппарата, знал все тонкости, связанные с матчастью яхты и яхтенным делом вообще, имел профессиональные навыки во многих областях. Всеобщее уважение и любовь, которыми он пользовался в кругу товарищей по яхтингу, были естественными и заслуженными.

Он совершит три уникальных кругосветных плавания, маршрут которых пройдёт через высокие широты, станет заслуженным мастером спорта и кавалером ордена «Знак Почёта», но останется таким же доброжелательным, доступным и близким, как двадцать с лишним лет назад, когда мы с ним вдвоём несли вахту на «Балашихе», отправившейся в своё (и наше) первое морское путешествие. Подробности того похода в Грецию, ставшего одним из первых прорывов железного занавеса, как тогда говорили, «простыми советскими людьми» – небезынтересная тема для отдельного не слишком краткого рассказа. Здесь важно отметить, что он оказался поворотным пунктом в судьбе Сан Саныча. В этом походе участвовал и мало кому тогда известный Николай Андреевич Литау, который через год-два станет инициатором и главным действующим лицом грандиозного спортивного мероприятия. На специально спроектированной и построенной для этой цели яхте с прочным стальным корпусом он решил совершить кругосветное путешествие в меридиональном направлении, обойти Евразию и Африку, пересечь три океана, пройти весь Северный морской путь. Такого ещё не совершала ни одна яхта. Для плавания нужен был надёжный экипаж, при подборе его выбор пал на Александра Киреева в качестве второго помощника. На «Апостоле Андрее» (так нарекли яхту с подачи патриарха Алексия) Саня тоже сразу же стал незаменимым. Вот что написал о нём капитан Н.А. Литау на своём сайте www.litau.ru.

А.А. Киреев

А.А. Киреев

«Судьба свела нас с Александром почти четверть века назад в яхт-клубе «Буревестник». В 1990 году намечался поход эскадры из четырёх яхт в Турцию и Грецию. Меня пригласили вахтенным начальником на флагманскую «Балашиху», Киреев был на ней старпомом.

Потом несколько лет каждый занимался своими парусами, особо не пересекаясь, пока в подготовке проекта первой кругосветки я не понял, что дальше без экипажа двигаться невозможно. И первым, кто пришёл мне на ум, был Киреев. Я позвонил Сане в январе 1996 года, на Рождество, пригласил его участвовать в строительстве «Апостола Андрея» и в будущем плавании, если такое состоится. С той поры мы не расставались.

Первое плавание состоялось. И ещё два. И во многом – благодаря Кирееву. Саня продолжал участвовать в жизни «Апостола» и в его посткругосветной истории. Этим летом, уже пережив сложную операцию, он приезжал в Шлиссельбург, помогал готовить яхту к навигации. Планировалось его участие и в плавании, но врачи не разрешили. Мы все ещё надеялись на благоприятный исход… И вот его не стало. Саня был не только грамотным яхтсменом и умельцем на все руки – не было, казалось, на яхте вопросов и работ, с которыми он не мог бы совладать. Сан Саныч вызывал неизменное уважение и симпатию всех, с кем ему доводилось общаться. И ветераны, и молодёжь «Апостола Андрея» – все любили нашего старпома».

За первым плаванием «Апостола» (за него Киреев получил орден «Знак Почёта») последовало второе – на этот раз вокруг Южной и Северной Америки через пролив Дрейка на юге и Северо-Западный проход на севере, а затем и третье – вокруг Антарктиды. Теперь Сан Саныч был уже первым помощником капитана.

 

Профессионал, каких мало

Но были и другие грани этой судьбы – как у всех – учёба, работа, семья, досуг. Вся жизнь Александра связана с Балашихой. Здесь он учился в школе номер пять, здесь окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт, здесь работал в НПО «Криогенмаш», здесь создал семью. Жена Наталья, надёжный друг, поддерживавшая и поощрявшая его во всех экстремальных начинаниях, и двое замечательных теперь уже взрослых детей составляли надёжный тыл.

«Золотой экипаж»

«Золотой экипаж»

Выходные Саня часто проводил под парусом на подмосковных водохранилищах. Участвовал в гонках или просто отдыхал на воде среди друзей и знакомых. Здесь мы были вместе с ним четверть века.

Он не раз добивался хороших спортивных результатов как гонщик, ещё до начала карьеры путешественника. В 1983 году занял 3 место в 15-й, а в 1987 году – 1 место в 19-й Московской крейсерской регате, в 1988 году – 3 место в Онежской регате.

В бедственные девяностые, как многие другие, вынужден был уйти с предприятия. Работал строителем, в частности реставрировал Николо-Угрешский монастырь под Москвой. С его золотыми руками и тут был на месте, но всё же, в отличие от многих других, через несколько лет вернулся к своей настоящей профессии, поступив на работу на балашихинское предприятие «Криосервис». И тут началась новая яркая страница его профессиональной биографии, о которой рассказывает руководитель предприятия Анатолий Борисович Ленский: «Александр Александрович Киреев, наш друг, коллега, инженер… На нашем предприятии он появился 15 лет назад в уже далёком 1998 году. До этого он работал в «Криогенмаше». С самого начала стало понятно, что Сан Саныч – инженер, каких мало. Он был и инженером-конструктором, и инженером-исследователем, и инженером-механиком, и инженером-электриком – словом, очень подходящим для нашей фирмы, которая занимается всем в криогенной технике. Главное качество, которым обладал Киреев, было его гипертрофированное чувство ответственности, стремление довести начатое дело до конца.

Задачи, касающиеся криогенной и вакуумной техники, которые приходилось решать Кирееву, были самые разнообразные, и за многие мы брались впервые. Что всегда поражало в Кирееве – это то, что взявшись за совершенно новое дело, он относился к нему как к хорошо знакомому. И у него всё получалось, и даже то, что казалось ещё вчера почти невыполнимым. Ему приходилось работать в разных местах и России, и за её пределами: на Байконуре, в Капьяре, в Плесецке. Везде требовались его ум, знания, его золотые руки. А также умение ладить с разными людьми: и простыми монтажниками, и генералами. Он был везде очень нужным, незаменимым, оставаясь всегда очень скромным человеком. Мы разработали и изготовили оборудование для системы охлаждения горючего на стартовой позиции во Французской Гвиане для ракеты-носителя «Союз». Александр Киреев был и основным разработчиком этой системы, и осуществлял авторский надзор за изготовлением оборудования, и был шеф-инженером на монтажной площадке, и наладчиком этой системы. Он был участником первого и последующего пусков ракеты с экваториального космодрома. Там он «снял» сотни вопросов, возникших при монтаже и испытаниях.

И он был по-настоящему очень смелым человеком. Та отчаянная смелость, которую Киреев проявлял в главном своём хобби – морских кругосветных путешествиях, как будто была его жизненным кредо. Но он был смел и в своих профессиональных решениях, в области криогенной техники. На самом деле в инженерных решениях всегда нужна смелость – смелость выбора!

Что было главным в его жизни? Его удивительное хобби, где уже только радость победы над стихией и самим собой могла составить счастье всей жизни?! Или радости от его множественных профессиональных побед, которыми мог бы гордиться любой инженер? Вряд ли правомерен такой вопрос. Сан Cаныч был цельным человеком. Жизнерадостным, улыбчивым, любимцем коллектива, готовым быть нужным всегда и всегда в трудную минуту прийти на помощь, простым и скромным – таким он останется в нашей памяти».

А.А. Киреев

А.А. Киреев

Мы, бывшие члены экипажа «Балашихи», всё время вспоминали тот давний первый греческий поход, с которого всё началось. И вот в 2012 году я затеял «ностальгическое путешествие», которое должно было отчасти повторить маршрут «Балашихи»…

У нас на борту четверо ветеранов того первого похода, и снова, как в 1990 году, мы вдвоём с Саней ночью на вахте. Идём с острова Скирос на остров Псара, пересекая неспокойное Эгейское море с запада на восток. Ветрено, сильно болтает, полнолуние, луна светит с кормы, и когда смотришь назад – светло, почти как днём, а впереди полумрак, в котором ползут, пересекая наш курс, один за другим силуэты больших морских грузовых судов. Здесь маршрут в Дарданеллы, в Стамбул, Босфор и Чёрное море. Трафик очень напряжённый, и страшно оказаться на пути такого великана, идущего со скоростью четырнадцать узлов. Мы сближаемся с очередным сухогрузом. Оценить расстояние и сопоставить скорости в темноте очень сложно. Проскакивать у него под носом, кажется, рискованно, но и отворачивать под корму не хочется. Мы идём в бейдевинд, предельно круто к ветру. Только такой курс ведёт прямо на Псару. Увались на пять градусов и пройди новым курсом пятнадцать минут – прямо на остров уже не попадёшь. Придётся закладывать контргалс, а это потеря времени, может быть, двух-трёх часов. Мне кажется, что мы уже совсем близко к большому судну и вот-вот пересечём его курс, но Саня (он на руле) идёт по-прежнему. «Может, лучше под корму?» – спрашиваю я. – «Нет, – спокойно отвечает Киреев из-под капюшона-непромоканца, – всё нормально, до него мили полторы». И действительно, скоро я вижу, как рядом с зелёным огнём правого борта на тёмном силуэте стал виден красный огонь левого – мы точно на курсе сухогруза. Проходит ещё минута, и виден уже один красный огонь. Судовой ход благополучно пройден… «Вот ведь природная хватка моряка, помноженная на опыт кругосветных плаваний!» – с восхищением думаю я, поглядывая на Саню, невозмутимо подкручивающего штурвал…

Есть что-то противоестественное в том, что столь яркая, насыщенная событиями и достижениями жизнь оказалась такой короткой. Когда думаешь об этом, на ум приходит выражение «зависть богов»… Часто люди такого плана живут долго. Скажем, Жак Ив Кусто и Тур Хейердал прожили по восемьдесят с лишним лет. Впрочем, у каждого свой жребий… Сане не повезло, и с этим ничего не поделаешь… Нам остаётся только помнить, любить и восхищаться.

 

«Факт» (г. Балашиха)
№ 13, 21.02.2014.

 

комментария 3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все права защищены © 2009-2024, Litau.RU   Web design: pressa@litau.ru
Установка WordPress и программирование