Nightmare острова Петра
В субботу, 13-го, удалось пробиться через ледовые перемычки у острова Андрея, а к ночи снова упереться во льды, сидящие на мели к северу от островов Петра (группки островов у берега Прончищева на северо-востоке Таймыра). Но об этом позже, а пока про воскресный ночной кошмар к югу от этого острова. Nightmare – команда была единогласна в оценках…
Прогнозы метеорологического сервера GRIB всегда радовали (и одновременно удивляли) своей точностью, как по времени наступления события, так и по его величине – силе и направлению ветра. Ну, разве что сила ветра иногда оказывалась на балл выше предсказанной. На день воскресенья GRIB предвещал свежую погоду с усилением ветра до 8 баллов к ночи. Значит, можно было ожидать и 9 баллов. И раз уж льды не позволили выскользнуть на юг, где стояла приятная погода, нужно было готовиться к штормовой якорной стоянке, и в первую очередь найти хорошее укрытие.
А с этим здесь дела обстоят совсем невесело. Водные пространства велики, защищённых бухт практически нет, берега низкие – всё продувается насквозь. К тому же глубины никакие – ближе, чем на милю почти нигде к берегу не подойти, даже с нашей осадкой. Но выбирать не приходилось. Обогнули остров Петра с запада, заложив крюк в 11 миль, и забрались в относительно глубокую протоку, отделяющую остров от материка. Встали на якорь в двух кабельтовых от берега.
При первом же усилении ветра якорь пополз. Вытравили ещё часть цепи и опять закогтились. Теперь нас от берега отделяло уже полмили и при сильном ветре следовало ожидать соответствующего волнения.
Воспользовавшись короткой передышкой переставились ближе к берегу. А новый метеопрогноз вызвал вопросы.
Во-первых, задуло раньше срока, во-вторых сила ветра явно превышала обещанную. Что-то сбилось в бюро прогнозов. К десяти часам вечера анемометр показывал уже полных девять баллов. Яхту стало сильно водить на якорной цепи. Волнение было небольшим, лодку валяло с борта на борт, но резких рывков не наблюдалось. За кормой было достаточно места для дрейфа и ситуация, хотя и вызывала лёгкую тревогу, но не более того.
Все резко изменилось в половине одиннадцатого. Сильный шквал положил яхту на борт, в клюзе загрохотала цепь – стопор больше не держал. Через пару минут мы с Денисом были уже наверху. Я запустил дизель, пытаясь на полных оборотах удержать лодку близко к ветру. Денис на баке заводил концы на якорную цепь и крепил канаты на кнехты.
Последующие два часа прошли в борьбе со стихией. За якорь, якорную цепь и место под солнцем. Яхта моталась как злобный цепной пёс, двигатель ревел, пытаясь снять часть нагрузки с цепи. Я в мыслях благодарил Магнуса, за то что он в прошлом году поменял якорь, увеличив его массу почти в два раза, не забывая делится с Денисом воспоминаниями как в 1999 году, в подобной ситуации, мы на «Апостоле Андрее» потеряли якорь неподалёку отсюда, в Хатангском заливе. Тогда цепь не выдержала и лопнула, якорь упокоился на дне бухты, а «Апостол» вынесло в море, протащив килем по песчаной косе.
Тем временем команда под руководством шефа надела аварийно-спасательные костюмы и приготовилась аварийно спасаться.
Пожалуй, это были единственные пару часов за весь поход, когда на плите не кипел чайник. Должно быть, внутри и вправду жути больше: трясёт и кидает, как в миксере, а перед глазами шкала анемометра, где цифры ползут вверх: 40, 50, 60, 70 узлов.
По чьей-то причуде указатель ветра на Northabout установлен не наверху у рулевого, а рядом с камбузом. Поэтому мы в кокпите могли только догадываться о реальной скорости ветра, хотя и визуально – по волне, по пене, прочим факторам – можно было прикинуть, сколько лупит в нашу мачту. А когда водяную пыль понесло горизонтально, стало ясно и без прибора – ветер достиг 12 баллов.
Доводилось мне видеть подобные шторма в Южном океане, но в Арктике я наблюдал подобное впервые. Впоследствии Дэвид подтвердит мои ощущения: полчаса скорость ветра держалась на отметке больше 65 узлов, достигая на порывах 78 – это 40 метров в секунду!
Для справки: 11 баллов – жестокий шторм (скорость ветра 56-63 узла); более 63 узлов – 12 баллов. Ураган.
К часу ночи ветер умерился. Я решил, что якорь теперь справится сам, и мы со старпомом спустились вниз. Удивлению не было предела: цифры прибора у камбуза упорно показывали, что ветра наверху ещё оставалось на полный 9-балльный шторм. А нам казалось, что там совсем стихло. В такие часы в голову часто приходят разумные мысли. «Выберусь – больше ни ногой!» – и так уже 20 лет.
А ещё нас с Денисом удивила небольшая птаха, величиной с голубя, которая в этом урагане упорно и успешно пробивалась против ветра. Возникало два вопроса. Первый восхищенный: «Как ей это удается?!», второй – философский: «А зачем?..»
Ваш Литау
Андреич, теперь понятно, почему на выходных было неспокойно на душе. Надеюсь, штормовой ветер отжал лёд, и вы пойдёте по чистой воде. Семь футов под килем. А.С.
Экстрим, видимо, надо тоже относить к “навязчивым состояниям”. Уж кажется – ну всё, “огрёб” по полной, пора успокоиться и больше так не делать. А душа всё равно через какое-то время говорит: “Давай попробуем ещё разок!”. :)
Кажется, судя по треку, вы уже добрались почти до чистой воды (с мелкими льдинками). Теперь – полный вперед! И не забудьте зайти где-нибудь в магазин для пополнения запасов, в том числе и “основного продукта”. :)
Привет, Андреич! Когда планируется выход Апостола из Мурманска после столетия? Хочу купить обратный билет.