14 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге был дан старт третьего кругосветного плавания яхты «Апостол Андрей». Очередной проект капитана Николая Литау, как и две предыдущих кругосветки, оказался настолько же сложным и ярким, насколько «ледяным» и суровым.
На этот раз экипажу «Апостола Андрея» предстояло пересечь Атлантический океан с тем, чтобы, достигнув берегов самого неприступного континента – далекой Антарктиды, обогнуть ее, не выходя севернее 60 параллели (согласно международному договору границы антарктического региона), и попытаться пересечь параллель 70° южной широты, установив рекорд проникновения парусных яхт на юг.
Символично, что плавание «Апостола Андрея» началось 185 лет спустя после того, как на поиск «льдинного» материка на шлюпах «Восток» и «Мирный» отправилась экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, в 1820 году открывшая Антарктиду. Это событие стало одним из самых значительных достижений российского флота. В ХХ веке, когда началась «героическая эпоха» антарктических исследований, наш флаг вновь гордо развевался над ледяным панцирем самого неизведанного континента: ровно 50 лет назад, в 1955 году начала работу Первая советская антарктическая экспедиция, положившая начало регулярным отечественным исследованиям материка. Вслед за первооткрывателями, преодолевая ледяные преграды, «Апостол Андрей» поставил своей целью принести Андреевский стяг и поднять белый парус над паковыми льдами и гигантскими айсбергами.
Не случайно идея плавания была поддержана Военно-морским флотом России и Правительством Москвы, а соорганизатором экспедиции, совместно с Клубом «Приключение», выступило старейшее российское издание журнал – «Вокруг Света».
Четыре месяца спустя после старта, оставив за кормой более 9000 миль «Апостол Андрей» с шестью отважными яхтсменами на борту вторгся в чертоги Снежной королевы. Ледяная красавица встретила гостей холодно: жестокий шторм в море Содружества, непростая ледовая обстановка в море Дейвиса и море Дюмон д’Юрвиля.
Пробираясь ледовыми лабиринтами, среди айсбергов и туманов, яхта пересекла Южный полярный круг, посетила французскую антарктическую станцию Дюмон д’Юрвиль, расположенную в районе Южного магнитного полюса, и обогнула Балленский ледяной массив, самый ледовитый район восточной Антарктики.
Половина антарктической окружности осталась позади, и ветры нужных направлений позволяли надеяться на успешное завершение «ледового» похода, когда в ночь на 3 марта 2005 года случилось непредвиденное. Находясь в семистах милях от побережья материка в точке с координатами 63°44′ ю.ш. и 169°15′ з.д., из-за поломки рулевого устройства «Апостол Андрей» лишился возможности управляться. Детальный осмотр оборудования показал – потеряно перо (лопасть) руля, дальнейшее движение по намеченному маршруту невозможно. Использовав деревянную дверь кубрика в качестве пера, а спинакер-гик взамен балера (оси), экипаж изготовил временный руль и направился к ближайшей земле – Новой Зеландии. От её берегов яхту отделяло порядка 1300 миль. Яхтсменам пришлось возвращаться на северо-запад, против преобладающего направления ветров, миновать зону осенних циклонов и пересечь «неистовые» пятидесятые широты.
Плохо управляемая яхта не могла сопротивляться сильным встречным ветрам: за первые четверо суток после аварии, при средних переходах по 80 миль, «Апостолу Андрею» удалось приблизиться к цели всего на 100 миль. Еще через несколько дней яхта попала в ураган, сила ветра в котором превысила 31 м/с, что соответствует 12 баллам по шкале Боффорта. Наконец, 1 апреля 2005 года яхта прибыла в Веллингтон, пройдя без руля в общей сложности 2250 миль.
В столице Новой Зеландии лодку подняли из воды, изготовили и установили новый руль, произвели необходимый ремонт. Обретя возможность управляться, в ожидании новой антарктической навигации российское судно направилось к родным берегам в порт Владивосток, чтобы осенью вернуться в Антарктиду. Благодаря помощи моряков Тихоокеанского флота, был закончен ремонт руля, а яхта подготовлена к продолжению кругосветки.
Осенью 2005 года, покинув ставшую родной гавань яхт-клуба «Семь футов», яхта пересекла Тихий океан и вернулась в море Росса, в район, где был потерян руль. Спустя несколько недель «Апостол Андрей» благополучно достиг российской антарктической станции Беллинсгаузен.
15 марта 2006 года «Апостол Андрей» замкнул рекордное Антарктическое кольцо в точке пересечения 60-й южной параллели и Гринвичского меридиана. К югу от незримой границы Антарктики яхта провела 112 суток. Главная цель Третьей кругосветной экспедиции была достигнута!
Пройдя в который уже раз с юга на север Атлантический океан, «Апостол Андрей» в августе 2006 года вернулся в Санкт-Петербург. А 1 сентября у причала музея-заповедника «Коломенское» легендарную яхту встречали жители столицы. Через 10 лет московская яхта вернулась в родной город. По словам капитана Литау, «Апостол Андрей» опроверг утверждение, что Москва – порт пяти морей. Столица России – порт пяти океанов! Московские паруса, флаг Москвы не единожды побывали во всех океанах земли: Атлантическом, Тихом, Индийском, Северном Ледовитом и Южном.