Летом 2003 года Николай Литау в качестве капитана-наставника принял участие в скоростном переходе на гидроцикле испанца Алваро де Маричалара. Старт путешествия был дан 2 июня от памятника Петру I на Москве-реке.
За шесть дней испанский путешественник прошел 1360 км по системам Канала им. Москвы и Волго-Балта, миновал 19 шлюзов и финишировал у Петропавловской крепости Северной столицы днем 7 июня.
Алваро де Маричалар обладатель множества мировых рекордов по дальности и скорости морских переходов на гидроцикле. В июне-июле 2002 года он за 53 дня преодолел 11600 морских миль в трансатлантическом броске по маршруту Рим – Майами – Нью-Йорк. В январе 2003 года спортсмен по рекам, системе шлюзов, проливу Ла-Манш и Темзе совершил переход из Парижа в Лондон.
Вместе Николаем Литау графа де Маричалара сопровождала команда Валерия Устинова, генерального директора петербургской фирмы «Корсар», одного из ведущих российский производителей надувных лодок.
Читайте также:
∨∧ Юрий Устинов. «Корсар», Граф и Капитан»
Команда «Корсар» уважила просьбу Королевства Испания сопровождать на надувных лодках графа Алваро де Маричалара, который имел каприз пройти путь из Москвы в Санкт-Петербург на аквабайке SEE DOO Bombardier.
В Москве у памятника Петру I собираем две лодки: RIB Roger 470 и Komandor 470, ставим на лодки 55-сильные моторы. Грузим снаряжение, бензин, провиант. Сюрприз – необходимо взять на борт сверх плана: двух телохранителей, связиста, массажиста, оператора и еще пару человек из свиты. В общем, по пять человек в каждой лодке плюс груз – это перебор. Моторам не удастся развить нужную скорость. После недолгих дебатов, в команде остается только оператор.
Журналисты, корреспонденты, телевидение, испанский консул… Но вот политес окончен и в путь! Впереди 1600 км, 19 шлюзов, Москва-река, канал им. Москвы, Волга, Рыбинское водохранилище, озеро Белое, Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, река Нева и фейерверк у Петропавловской крепости.
Несемся по Москве-реке в сопровождении патрульного катера, Граф на гидроцикле подходит к речным трамваям и обменивается с пассажирами приветствиями – машет руками, выписывает финты. Два первых шлюза проходим долго, дальше – Химки, Долгопрудный, Пироговское, Учинское и Пестовское водохранилища.
Нас в лодке четверо: Командор экспедиции, Капитан лодки, оператор и «Немироff перцовый» – нам не скучно! А Граф наполняется Россией.
В Икше пришлось ждать шлюзования, и мы направились на экскурсию в офис гидросооружения. Граф удивлялся всему: чистоте и порядку, бронзовым ручкам и петлям на дверях, живым огромным кустам роз в помещении. Очаровательный начальник шлюза – женщина средних лет – рассказала нам, что за время ее тридцатилетней работы-вахты ни каких происшествий на шлюзе не происходило.
Дубна. Уходим направо. Волга – матушка-река. Несемся по ее просторам: Кимры, Белый городок, Калязин с притопленной церковью. Позади два дня пути и две ночевки; одна в клубе «Буревестник», другая – под открытым небом между шлюзами, а прошли всего 250 км. Тормозим у старой церкви, чтобы подкрепиться и заправить аквабайк графа. Через несколько минут к нам подходит священник.
– Отец Михаил – настоятель церкви святого Михаила, а вы кто такие и куда путь держите? – спрашивает вежливо.
– Мы экспедиция, идем из Москвы в Питер водным путем, сопровождаем испанского графа Алваро де Маричалара на его гидроцикле, – ответствует Командор экспедиции.
После знакомства и обмена любезностями, совершаем небольшую экскурсию по церкви.
– Послушайте, отец Михаил, что-то отстаем мы от графика, а это не правильно. 7 июня мы должны быть в Петербурге. Будь так любезен, сослужи службу и соверши таинство, чтобы все вовремя было. А это на строительство храма, – передав наедине пожертвования, просит капитан второй лодки.
– Поставь, сын божий, эти свечи перед образами, назови ваши имена, возьми эту икону святого Михаила и ступай с богом.
Исполнив все, как велено и приладив иконку на лодке, двигаем в дальнейший путь. Через 20 км вместе с пассажирским теплоходом, не задерживаясь ни минуты, входим в Углический шлюз. Ладно работает отец Михаил, проверено – Бог есть! В Угличе пополнив запасы бензина, двигаем на север к Коприно.
Граф, заметив на берегу огромный костер и кучу детей, направился знакомиться. Через минуту над Волгой разносилось:
– Альваро! Альваро! Испанья!
72 км пролетели не заметно. Начинается Рыбинское водохранилище. Мы причаливаем к песчаному берегу, и к нам с лаем выбегают совсем не дружелюбные собачки – немецкие овчарки. Граф с радостью схватил одну из них за передние лапы и пустился в пляс! Очумевшие псы замолчали.
– Кто такие и что надо? – спросила женщина средних лет.
– Скажи женщине, что нам здесь нравится, пусть готовит хороший ужин и постель. Мы здесь остаемся ночевать, – распорядился Граф по-английски.
– Мы артисты московского цирка на Цветном бульваре, направляемся из Москвы в Питер на лодках. А этот симпатичный человек – наш коллега из Испании, – слегка изменив перевод, объяснил Капитан.
– А я и думаю, что это его собаки не порвали. В пальто, в шапке и по воде быстро едет. Цирк! А стоять здесь нельзя – частная территория и охраняемая зона, а я сторож, – сказала, как отрезала.
– Что она сказала? – поинтересовался любезно граф.
– Граф, она сказала, что рада приготовить классный ужин и теплую постель, но лодки ночью могут украсть, – передал слова женщины Капитан.
– О, это меняет дело, отходим, – решает Граф.
Отошли на несколько километров и устроились на ночлег под открытым небом. Поужинав с «Nemiroff», легли в спальники, укрывшись сверху палаткой. Дождь приятно омывал уставшие лица. Ветер северный, температура +5°С. А разве может быть иначе? В России середина лета!
Утро подарило унылую дождливую погоду. Ветер северный, порывистый. Рыбинка слегка штормила. Утреннее умывание, плотный завтрак, недолгие сборы и в путь.
До Череповца – 160 км. Короткая и противная волна немного снизила нашу скорость. Мы, удобно расположившись на надувных бортах, наблюдаем, как Граф утюжит волны на своем водном мустанге: красиво перепрыгивает через валы, выписывает крутые повороты-развороты, подныривает под пенящийся гребень или вихрем уносится вперед, превращаясь в точку. Он в восторге! А мы восхищаемся его умением и выдержкой. Испанец в пальто, в горнолыжных штанах и зимней шапке, в 50-ти километрах от берега, в дождь и шторм, при северном ветре и при температуре +5°С носится на водном мотоцикле по российским водным просторам. За него – тост!
– Почему вы идете то влево, то вправо? – спрашивает Граф. – Надо идти прямо! Так короче!
– Мы идем фарватером, здесь очень опасные места – потопленные поселки и леса, – объясняет Командор.
– Следуйте за мной, я вижу сквозь воду, – заявляет испанец.
– Нет! – твердо отвечает Командор.
Граф, поднимая водную пыль, умчался вдаль по гребням волн. Обиделся. Через некоторое время, мы решаем поверить ему и уйти с отмеченного навигационными знаками фарватера.
– Follow me! – кричит Граф, показывая кротчайший путь.
Не проходит и пяти минут, как лодка налетает на мель, поднимая днищем муть. Винт зарывается в ил, команда и оператор чудом остаются в лодке. До берега 5 км, до графа – метров двадцать. «Достану!», – Капитан хватает в руки весло, но граф, почувствовав неладное и дав газу, легко отходит по мелководью. До него долетает только трехэтажный ямб. На снятие с мели уходит около часа, теперь проверено – граф сквозь воду не видит!
Проходим Череповец, Шексну и пару шлюзов. Итогом скачек по встречной волне на Шекснинском водохранилище стали: сплющенная крепким задом Капитана канистра с бензином и срезанный болт в креплении сидения аквабайка.
В ближайшем селении Граф затеял ремонт.
– Это надо заварить, – сказал он, протягивая половинки болта.
– Ребята, есть ли где сварка? – обратился к собравшимся на берегу Командор.
– Сварка есть у Матвея, что живет рядом, в 16 км отсюда, – отвечал любопытный мужик.
– А что надо-то? – интересуется, подойдя ближе, рослый паренек и тут же вытаскивает из глубоких карманов горсть болтов. Один подошел.
– Ну вот, дядя, готово, – улыбается он.
Граф поражен российским сервисом и приглашает всех присутствующих в Испанию.
Вечереет, мы торопимся. Проносясь мимо какой-то деревни, налетаем на подводные камни. Как выяснилось позже, на фундамент затопленного дома. У деревенской пристани ставим последний запасной винт и знакомимся с людьми. Итого: пройдено только полпути, а винты ломали уже семь раз. Дед Сашок рассказывает Графу о житье-бытье, а его внук правит на наковальне гнутые лопасти. Расстаемся друзьями и несколько часов несемся по темной водной глади. Куранты бьют два часа ночи.
– Все! Я устал! Сейчас в ресторан, покушаем, и в гостиницу. Два-три часа отдохнем и продолжим, – заявляет Граф.
Мы, совершенно очумевшие от услышанного, переглянулись: граф шутит что ли? Молчание нарушает Командор:
– Алваро, мы сейчас в русской тайге и до ближайшего селения 56 км, но там нет, ни ресторана, ни гостиницы. Поэтому мы можем отдохнуть несколько часов, но под открытым небом. Выбирайте место.
Нашим отелем стала поляна на пригорке. Команда швартовала лодки, а Граф сидел задумавшись, и из одежды на нем оставалось только вафельное полотенце. Вокруг простирались таежные дебри. Комары и слепни с удовольствием сосали испанскую кровь.
Утро выдалось ясное. Командор объяснил Графу, что в лес ходить не стоит, дескать, волки, кабаны и медведи рядом, поскольку их дерьмо встречается повсюду.
Мы совершенно выбились из графика, а впереди еще 600 км и восемь шлюзов. Уговариваем Графа объехать шлюзы на грузовике, но он наотрез отказывается! В этот момент, конечно, мы его сильно зауважали, поскольку сами собирались пройти весь путь честно.
Шлюзы Волго-Балта пожирают наше драгоценное время. Между шлюзами Алваро общается с местной ребятней, угощая их шоколадом. До Онеги добрались только к вечеру. Темно-синее небо, багровый закат и мы, отражаясь в глубоких водах Онежского озера, идем на север. Алваро, опьяненный природой, вскидывает руки к небу: «О май гот!» И уносится на бешеной скорости, поднимая багрово-серебряную пыль.
Мы же наслаждаемся видом и беседой, начатой пять дней назад в Москве.
– Так вот, выезжаю я… – повествует Командор.
– Шоколада хочу, – просит Алваро, лихо притормозив у лодки.
Дали шоколаду.
– Ну, еду дальше… – продолжает Командор.
– Пить хочу, – просит Альваро.
Капитан, на ходу зачерпнув стакан из Онеги и выдавив в него лимон, протянул лимонад Графу. Алваро недоуменно замолчал. Капитан залпом отпил полстакана и снова протянул испанцу. Граф пить не стал и унесся прочь. Видимо, в Европе давно забыли, что чистая вода бывает в реках и озерах, а не только в бутылках.
Полночь 7 июля. Сегодня финиш, а впереди еще 500 км и два шлюза. Заправляемся в поселке Вознесение и продолжаем гонку. Река Свирь ночью особенно великолепна: темные чистые воды в окружении спящей тайги. Гордясь тем, что есть, что показать заморскому гостю, мы уставшие, но довольные проходим сотню прекрасных километров до первого шлюза. А на втором шлюзе узнаем, что нам запрещено идти Ладогой. Поворачиваем в Ново-Ладожский канал. Вода в канале упала на 2 метра, и местные жители помогают Графу перетаскивать аквабайк через переправы-понтоны, сидящие на грунте. С опозданием всего на 3 часа испанский гранд Алваро де Маричалар финишировал у Петропавловской крепости, не спав 35 часов. Удача нам не изменила. Она всегда с нами!