Дневники третьей кругосветки
На пути к мечте Литау подвинул Литке.

Самый протяженный переход на этом этапе - длиной более двух тысяч миль - завершился сегодня в полдень. В 9 утра "Апостол Андрей" вошёл через Северный проход в лагуну Трук.

Лоция рекомендует входить в лагуну при благоприятном освещении, позволяющем своевременно обнаружить опасности: банки и рифы, которыми она изобилует. Наиболее благоприятными для плавания среди рифов являются условия, когда солнце стоит высоко над горизонтом и находится за спиной наблюдателя, а поверхность моря покрыта рябью. Наблюдения лучше вести с мачты, коралловые рифы тогда можно обнаружить по цвету воды: над отмелями она светло-коричневая или светло-зелёная. С увеличением глубины цвет становится более тёмным и на больших глубинах - тёмно-голубым. Мы, к сожалению, благоприятных условий не имели: всё небо было укутано облаками, море - единого серого цвета. Полагаться приходилось только на электронную навигацию. Кто-то может скептически улыбнуться: точность современных средств навигации измеряется метрами - какие проблемы? Это правильно, но не верно.

Дело в том, что в этих районах положение объектов может отличаться от места, указанного в карте. Свежий пример: вчера в 21 час по судовому времени "Апостол Андрей" прошёл через точку где, судя по карте, должен был находиться остров Восточный Фаю. Сам же остров был обнаружен радаром в двух милях к зюйд-зюйд-весту. Одиночество этого необитаемого клочка кораллов скрашивают два судна, затонувшие на его рифах. Можно предположить, что капитаны вели свои суда, держась на пару миль южнее острова, и как раз "угадали".

Забавно, что остров имеет второе название - Литке, имя человека первого составившего карту Каролинского архипелага. Ирония судьбы. Донесение о неточности карты было отправлено в адрес компании С-МАР, Сергею Губернаторову. Исправления внесут. Это, кстати, уже третий случай, когда мы обнаруживаем несоответствие карт истинному положению: атоллы Нукулаелае и Фунафути тоже пришлось двигать.

Трук оказался на месте. И мы, подгоняемые очередным тропическим шквалом, под одним гротом восьмиузловым ходом влетели в лагуну. Красивая панорама островов, обещаемая всеми путеводителями, была скрыта от наших взоров потоками ливня. Но с палубы никто не уходил, наслаждаясь душем пресной воды. Связались по радио с портнадзором и, что удивительно, получили ответ. Узнав, что на этих островах у нас агента нет, портнадзор обещал организовать оформление прихода.

На подходе к острову Моэн - главному в лагуне - ливень прекратился. Открылся рейд, два судна на якорях и причальные сооружения. Яхт видно не было и как потом выяснилось, мы были единственные. Не очень-то популярно это место у яхтсменов. В полдень "Апостол Андрей" подошёл к причалу и у нас приняли швартовы. На палубу поднялись представители властей в количестве шести человек: порнадзор, карантин, иммиграционные офицеры и таможня. Пока мы заполняли бумаги с чиновниками иммиграции, остальные разбрелись по яхте в поисках недозволенных грузов, крыс и прочей напасти. Ничего найдено не было. Самым удачливым оказался представитель порта, который, наткнувшись на хранилище верёвок, отмотал себе, под присмотром боцмана, внушительный конец. Потом каждый департамент взял по 25 долларов, и карантинный офицер разрешил спустить жёлтый флаг. Иммиграция с таможней, прихватив наши паспорта и документы на яхту, сошла на берег, предложив подождать до 15 часов. В 17 часов никто нам документы не вернул. Позвонив в офис, мы получили устное добро на выход в посёлок, а окончательное оформление отложили на завтра.

И вот мы идём по острову. Сбылась мечта... Вблизи она оказалась совсем не так уж симпатична. Разбитая асфальтовая дорога, идущая от аэропорта через посёлок, по обочинам лужи после дождя, десяток лавочек, торгующих местными плодами, два супермаркета, мало отличающиеся от своих собратьев на других широтах, кафе, в котором предлагают отвратительный американский "Бадвайзер" по два с половиной доллара за банку, оплот цивилизации - отель "Трук стоп". В нём мы нашли компьютер с выходом в Интернет, и встретили парочку-другую европейцев. Тем временем стемнело. Уличного освещения в столице штата Чуук мы не обнаружили и на яхту возвращались, поминутно попадая в лужи.

В порту нас ждал охранник. Точнее ждал он не нас, а обещанную бутылку пива. Потом, усевшись с другом на причале, у нас над головой, он поинтересовался, нет ли у отважных яхтсменов лишней бутылки виски. Лишней не оказалось. Так они и сидели, наблюдая нашу жизнь, заглядывая через открытые люки в тарелки и рюмки. И если бы не родной русский напиток "Семь футов", щедро поставленный на яхту командором одноименного владивостокского яхт-клуба Михаилом Ермаковым, первая встреча с мечтой была бы испорчена окончательно.

Ваш Литау,
23.11.2005 г.