Полинезия
Новая
Зеландия как-то не ассоциируется с Полинезией, но между
тем является её частью. Новая Зеландия расположена в левом
нижнем углу треугольника, распростершегося на доброй половине
Тихого океана. Правая вершина района - остров Пасха, в верхнем
углу находятся Гавайские острова. Вот эта гигантская область
и есть, собственно, Полинезия, что в переводе означает "много
островов". Десять тысяч клочков суши и коралловых атоллов
разбросаны на огромной площади и заселёны одним народом
- маори. Народом мореходов и скульпторов, народом, который
создал удивительную культуру и оставил потомкам и исследователям
не одну загадку.
Физические и лингвистические черты полинезийцев сформировались
около 3500 лет назад вдоль островной оси, соединяющей Новую
Каледонию, Фиджи, Тонга и Самоа. Есть мнение, что колыбелью
полинезийцев был остров Тонга, где присутствие человека
определяется с 3000 г. до н.э., хотя останки, исследованные
радиоуглеродным методом, имеют дату "рождения"
не ранее 1000 г. до н.э. На острове Тонгатапу чернокожие
народы Новой Гвинеи смешивались с различными переселенцами
из Индонезии и Филиппин, Вьетнама и Южного Китая. Этот процесс
и породил маори - этническую группу людей с крепкими телами,
кожей янтарного цвета, прямыми черными волосами, полными
губами и, несомненно, монголоидной внешностью.
Протополинезийская цивилизация, народ лапита - мореплаватели
и строители империи - использовали лагуну Тонгатапу в качестве
военно-морской базы и странствовали между островами современных
Самоа, Фиджи и Новой Каледонии. Скорее всего, Тонга тогда
была столицей, что подтверждают мегалитические памятники
и пирамиды, обнаруженные на Тонгатапу около древней столицы
Му-а. Исчезли лапита около 500 г. до н.э., вероятно, это
было вызвано новым всплеском миграции из Новой Гвинеи.
Установленные границы и характеристики "ядра Полинезии"
позволяют представить, как люди каменного века в течение
тысячелетия смогли колонизировать острова, разбросанные
на огромной площади океана. Движущей пружиной миграций являлось
устройство общества и перенаселённость освоенной территории.
Общество состояло из больших семей и жестко делилось на
классы. На большинстве островов население состояло из "арики"
- вождей племени - и простых людей. Частной собственности
на землю не было, семьи владели ей сообща. Централизованной
власти на островах, за исключением Тонга, не существовало.
Порядок поддерживали "арики" с помощью духовной
власти - "маны", - связанной с многочисленными
табу. По смерти "арики" титул отца наследовал
старший сын, а его братья со своими кланами (десятками и
даже сотнями человек) пускались в плавание на каноэ в поисках
необитаемой земли. Миграция позволяла избежать демографических
проблем.
На лодках длиной до 20 метров, вооруженных парой парусов,
они бороздили величайший из океанов, используя его ветра
и течения. Используя ночное небо, как навигационную карту,
определяя близость островов по направлению и характеру волн
и отмечая уже открытые ими острова на картах из бамбука.
Перенаселение сдерживали и такие жестокие обычаи как детоубийство
и каннибализм. Как и в Меланезии, людоедство было обычным
явлением на различных архипелагах Полинезии: от Маркизских
островов до Новой Зеландии. Помимо прочего, это был ритуальный
обычай, во время которого убитых в сражении врагов съедали
и таким образом получали их "ману" - духовную
силу. На густонасёленных Маркизах съедали того, кто нарушал
табу, определявшие законы жизни в архипелаге. Удобно: не
надо ни тюрем, ни надзирателей. И преступника кормить не
надо, сам идёт на корм законопослушным гражданам.
Большинство экспертов считают "колыбелью" всех
полинезийцев - легендарным островом Хаваики - сегодняшний
самоанский Савайи. Историки и археологи не могут придти
к одному мнению относительно времени и порядка колонизации
архипелагов. Наиболее популярная гипотеза говорит, что около
300 г. до н.э. самоанцы переселились на Маркизские острова
и некоторые острова Общества. Между 400 и 500 гг. н.э. расселение
шло от Маркизских до Гавайских островов и от архипелага
Туамоту до Пасхи. В X в. они добрались до островов Кука,
а затем и до Новой Зеландии, где, начиная с XIII в., основали
цивилизацию землепашцев и воинов.
Несмотря на многовековую изоляцию архипелагов друг от друга,
полинезийцы разговаривают на схожих языках, имеют близкие
черты и одни и те же религиозные корни. В основе их веры
божества, в которых человеческий облик сочетается с особой
духовной силой. Основатель мира маори Тагароа - бог моря,
творчества и плодородия, покровитель искусства ваяния. Скульптура
- наиболее распространённое в Полинезии искусство. Островитяне
работали с любым материалом, который находили на своих новых
родинах - от вулканического туфа до твёрдых пород древесины,
от нефрита до кости, янтаря и раковин. Не имея письменности
(за исключением "ронго-ронго" острова Пасхи),
они использовали скульптуру для записи своей истории.
В результате европейской колонизации и миссионерской деятельности,
Полинезия перестала быть единым культурным пространством.
На всех островах туземцы были обращены в христианство, новая
вера радикально изменила обычаи основной массы островитян,
привела к утрате своих традиций.
На некоторых архипелагах и островах люди европейского происхождения
сегодня по численности намного превышают коренное население.
Там созданы современные западные общества, в которых сохраняются
лишь немногие следы полинезийской культуры. И не в последнюю
очередь это относится к Новой Зеландии, куда сейчас держит
путь "Апостол Андрей".
Ваш Литау,
27.12.2005 г.