Дневники третьей кругосветки
Полинезия

Новая Зеландия как-то не ассоциируется с Полинезией, но между тем является её частью. Новая Зеландия расположена в левом нижнем углу треугольника, распростершегося на доброй половине Тихого океана. Правая вершина района - остров Пасха, в верхнем углу находятся Гавайские острова. Вот эта гигантская область и есть, собственно, Полинезия, что в переводе означает "много островов". Десять тысяч клочков суши и коралловых атоллов разбросаны на огромной площади и заселёны одним народом - маори. Народом мореходов и скульпторов, народом, который создал удивительную культуру и оставил потомкам и исследователям не одну загадку.

Физические и лингвистические черты полинезийцев сформировались около 3500 лет назад вдоль островной оси, соединяющей Новую Каледонию, Фиджи, Тонга и Самоа. Есть мнение, что колыбелью полинезийцев был остров Тонга, где присутствие человека определяется с 3000 г. до н.э., хотя останки, исследованные радиоуглеродным методом, имеют дату "рождения" не ранее 1000 г. до н.э. На острове Тонгатапу чернокожие народы Новой Гвинеи смешивались с различными переселенцами из Индонезии и Филиппин, Вьетнама и Южного Китая. Этот процесс и породил маори - этническую группу людей с крепкими телами, кожей янтарного цвета, прямыми черными волосами, полными губами и, несомненно, монголоидной внешностью.

Протополинезийская цивилизация, народ лапита - мореплаватели и строители империи - использовали лагуну Тонгатапу в качестве военно-морской базы и странствовали между островами современных Самоа, Фиджи и Новой Каледонии. Скорее всего, Тонга тогда была столицей, что подтверждают мегалитические памятники и пирамиды, обнаруженные на Тонгатапу около древней столицы Му-а. Исчезли лапита около 500 г. до н.э., вероятно, это было вызвано новым всплеском миграции из Новой Гвинеи.

Установленные границы и характеристики "ядра Полинезии" позволяют представить, как люди каменного века в течение тысячелетия смогли колонизировать острова, разбросанные на огромной площади океана. Движущей пружиной миграций являлось устройство общества и перенаселённость освоенной территории. Общество состояло из больших семей и жестко делилось на классы. На большинстве островов население состояло из "арики" - вождей племени - и простых людей. Частной собственности на землю не было, семьи владели ей сообща. Централизованной власти на островах, за исключением Тонга, не существовало. Порядок поддерживали "арики" с помощью духовной власти - "маны", - связанной с многочисленными табу. По смерти "арики" титул отца наследовал старший сын, а его братья со своими кланами (десятками и даже сотнями человек) пускались в плавание на каноэ в поисках необитаемой земли. Миграция позволяла избежать демографических проблем.

На лодках длиной до 20 метров, вооруженных парой парусов, они бороздили величайший из океанов, используя его ветра и течения. Используя ночное небо, как навигационную карту, определяя близость островов по направлению и характеру волн и отмечая уже открытые ими острова на картах из бамбука.

Перенаселение сдерживали и такие жестокие обычаи как детоубийство и каннибализм. Как и в Меланезии, людоедство было обычным явлением на различных архипелагах Полинезии: от Маркизских островов до Новой Зеландии. Помимо прочего, это был ритуальный обычай, во время которого убитых в сражении врагов съедали и таким образом получали их "ману" - духовную силу. На густонасёленных Маркизах съедали того, кто нарушал табу, определявшие законы жизни в архипелаге. Удобно: не надо ни тюрем, ни надзирателей. И преступника кормить не надо, сам идёт на корм законопослушным гражданам.

Большинство экспертов считают "колыбелью" всех полинезийцев - легендарным островом Хаваики - сегодняшний самоанский Савайи. Историки и археологи не могут придти к одному мнению относительно времени и порядка колонизации архипелагов. Наиболее популярная гипотеза говорит, что около 300 г. до н.э. самоанцы переселились на Маркизские острова и некоторые острова Общества. Между 400 и 500 гг. н.э. расселение шло от Маркизских до Гавайских островов и от архипелага Туамоту до Пасхи. В X в. они добрались до островов Кука, а затем и до Новой Зеландии, где, начиная с XIII в., основали цивилизацию землепашцев и воинов.

Несмотря на многовековую изоляцию архипелагов друг от друга, полинезийцы разговаривают на схожих языках, имеют близкие черты и одни и те же религиозные корни. В основе их веры божества, в которых человеческий облик сочетается с особой духовной силой. Основатель мира маори Тагароа - бог моря, творчества и плодородия, покровитель искусства ваяния. Скульптура - наиболее распространённое в Полинезии искусство. Островитяне работали с любым материалом, который находили на своих новых родинах - от вулканического туфа до твёрдых пород древесины, от нефрита до кости, янтаря и раковин. Не имея письменности (за исключением "ронго-ронго" острова Пасхи), они использовали скульптуру для записи своей истории.

В результате европейской колонизации и миссионерской деятельности, Полинезия перестала быть единым культурным пространством. На всех островах туземцы были обращены в христианство, новая вера радикально изменила обычаи основной массы островитян, привела к утрате своих традиций.

На некоторых архипелагах и островах люди европейского происхождения сегодня по численности намного превышают коренное население. Там созданы современные западные общества, в которых сохраняются лишь немногие следы полинезийской культуры. И не в последнюю очередь это относится к Новой Зеландии, куда сейчас держит путь "Апостол Андрей".

Ваш Литау,
27.12.2005 г.