Уик-энд по-антарктически
На
станцию "Беллинсгаузен" мы пришли, как и четыре
года назад, точно на выходные. В прошлый раз начальник станции
Олег Сахаров подбил нас на прогулку до близлежащего острова
Десепшен. Сейчас мы тоже не остались без дела: братья-славяне
с польской научной базы "Арцтовский" в воскресенье
отмечали день рождения станции и пригласили коллег.
Добраться до польского поселка, расположенного "за
углом", в заливе Адмиралти, можно только по морю, и
Сахаров решил использовать для этой цели так вовремя пришедший
"Апостол Андрей". Накануне экипаж яхты отмыли
в бане, с утра сводили в церковь Живоначальной (Святой)
Троицы, и под колокольный звон, разносящийся окрест, отправили
в 25-мильный поход, отделяющий две дружественные станции.
Несколько слов о церкви. Воздвигнута она на станции Беллинсгаузен
пару лет назад: срублена алтайскими мастерами и перевезена
на судне в Антарктиду. Церковь стоит на высоком утёсе и
является настоящим украшением этих унылых мест. Она стала
очень популярной и не только среди россиян и у православных.
Храм посещают все почётные гости, прибывающие на соседнюю
чилийскую станцию, приходят иностранцы, работающие на "Беллинсгаузене".
С нами утреннюю литургию отстояли четверо англичан. Сейчас
службу в храме справляет иеромонах Каллистрат, который зимует
вместе с полярниками и принимает активное участие в повседневной
жизни станции.
Денёк
выдался приличным: дул несильный попутный ветер, в самый
раз, чтобы гости - на борту было пять человек со станции
- могли насладиться плаванием под парусами. Иногда выглядывало
солнце. На обед кок порадовал ухой из нототении им же самим
и выловленной в студёной воде. Через пять часов подошли
к польской станции и встали на якорь. В два приема на "Корсаре"
свезли на берег полярников и экипаж. Здесь нас уже поджидала
весёлая компания: помимо русских были приглашены ближайшие
соседи с американской базы с бразильским названием "Копакабана"
и бразильцы со станции "Команданте Феррац", расположенной
на противоположном берегу залива Адмиралти. Столы ломились
от яств, каждая страна привезла свои национальные напитки.
Бразильцы вскоре уехали - им предстояло преодолеть пять
миль открытой воды на надувнушках, и разумно было это сделать
засветло. Близкие по духу славяне засиделись как обычно
допоздна, американцы составили им достойную компанию. Когда
все изрядно подустали, хозяева предложили гостям ночлег.
Оставив на берегу зимовщиков и часть экипажа, мы с Александром
Рудневым вернулись на яхту к оставшемуся на дежурстве Михаилу
Каптюгу. Распределив людей на ночные якорные вахты, и оставив
себе последнюю, утреннюю, я ушел спать. Но долго отдыхать
не пришлось: усилившийся ветер сорвал яхту с якоря. Приняли
решение до рассвета больше не становиться, а переждать в
дрейфе.
Утром ветер усилился до штормового, пошёл густой мокрый
снег. Снять людей с берега не представлялось возможным,
встала задача самим где-нибудь отсидеться. Выбрали одно
из ответвлений залива Адмиралти - бухту Эскурра, её высокие
берега должны были укрыть яхту от ветра. Но оставалась проблема
постановки: глубины в бухте почти всюду под сто метров,
каменистый грунт плохо держит якоря, единственным местом,
за которое мы могли зацепиться, была крошечная отмель за
островом Дюфайель, в глубине бухты.
На место заходили по радару, остров вынырнул из метели,
когда мы чуть ли не уперлись в него штевнем. Нащупали эхолотом
отмель, но с первой попытки встать не удалось - ветром нас
сдуло с места, и якорь беспомощно повис на 50-метровой глубине.
Вторая попытка оказалась более удачной, якорь забрал и мы
получили передышку. Спокойной такую стоянку назвать, конечно,
нельзя: шквалы, срывающиеся с высоких утёсов острова, кренили
яхту, пытаясь сорвать её с якоря, закатывающаяся в бухту
зыбь раскачивала "Апостол", якорная цепь рывками
натягивалась и громыхала. Вспомнился июль 99-го, тогда мы
отстаивались во время шторма в море Лаптевых за островом
Большой Бегичев. В тот раз цепь не выдержала, навсегда оставив
наш якорь на дне Хатангского залива. Мы едва успели выскочить
в море, на глубокую воду.
После обеда якорь пополз, пришлось его поднимать и заходить
на отмель заново. Четыре часа спустя всё повторилось…
К ночи ветер начал стихать, снег продолжал падать, укутывая
яхту толстым пушистым покрывалом.
Ваш Литау,
28.02.2006 г.
Фото А.Старкова