День завязывания трубы
Четверо
суток понадобилось "Апостолу Андрею", чтобы пересечь
сороковые широты. Ветер до 8 баллов, встретивший яхту в
их начале, ещё поднажал и достиг штормовой силы. Мы, оставив
только второй стаксель, понеслись по волнам, подгоняемые
попутными шквалами. Так дальше и шли, добавив вглухую зарифленный
грот и сменив стаксели: поставили третий, после того как
на втором оборвало часть карабинов.
В итоге, на первые 5 градусов "ревущих сороковых"
потратили всего 40 часов. Севернее 45 градуса ветер, оставаясь
благоприятного западного направления, начал понемногу сдавать,
а мы - добавлять парусов. Сороковую параллель пересекли
уже под всеми, имея свежий попутный ветер. Самый ветреный
участок Южного океана остался позади.
Пересекая полосу "сороковых", прибавляя мили
и параллели, меняешься качественно - из яхтсмена-полярника
превращаешься в яхтсмена умеренных широт. Айсберги и холод
остаются позади, и самым популярным прибором становится
лаг, который кроме всего прочего показывает температуру
забортной воды. Каждый, проходя мимо, обязательно нажимает
на кнопку, вызывая на дисплей показания термометра, и возбуждённо
призывает остальных разделить его радость, если температура
поднялась хотя бы на один градус. А прибавляются градусы
здесь регулярно, иногда по 2-3 за вахту.
Первый и главный качественный скачок происходит на стыке
40-х и 50-х широт, там, где проходит зона антарктической
конвергенции, а по-человечески: граница между открытыми
антарктическими водами и водными массами умеренного пояса.
Температура воды на границе зоны меняется за считанные мили
градуса на 3-4. Далее температура растёт постепенно, но
достаточно быстро и к 40-й параллели достигает 15-16 градусов.
А это уже полный балдёж! На палубе становится многолюдно,
все подставляют лица струям воздуха, как будто это знойный
сирокко*.
Питерец Андрей Балымов, бывший с нами в Антарктике в прошлом
году, любил иронизировать по поводу статьи, попавшейся ему
на глаза в одном яхтенном журнале. Автор, рассчитывая на
сочувствие, говорил о том, что совсем не так просто ходить
под парусом в свежую погоду при температуре воды всего +15
градусов.
Два дня назад, как только температура воды перевалила за
10 градусов, на "Апостоле" было официально объявлено
закрытие отопительного сезона и устроен праздник "завязывания
трубы". Больше всего радости это событие принесло капитану
и Александру Рудневу. Саня выполнял на борту ответственную
и непростую работу "оператора по забрасыванию жидкого
печного топлива вручную". Он следил за работой нашего
дизельного отопителя, а хлопот тот доставлял немало: то
не было тяги, то её было много, то переставало поступать
топливо и нужно было разбирать карбюратор или доливать солярку
из бутылки. И, наконец, приходилось чистить печку от сажи
и тогда "оператор" превращался в трубочиста. Меня
же нервировали и раздражали продукты жизнедеятельности этого
устройства - печка коптила. Иногда, при смене галса или
по другой причине, дым шёл внутрь яхты, выедая глаза экипажу
и заставляя всех кашлять. Подвахтенным нужно было успеть
проснуться, добежать до люка и на манер птенцов высунуть
наверх головы, глотая свежий воздух. Когда тяга была хорошей,
а кто-нибудь подбрасывал "антрациту", доливая
солярку в горнило, наружу вырывались снопы искр и столб
дыма, и если это был бейдевинд, то наступала пора рулевого
метаться по кокпиту, разрываясь между долгом и желанием
дышать.
В результате такого обогрева подволок в кают-компании приобретал
ровный серый оттенок, палуба вокруг выхлопной трубы всегда
была в саже, а верёвки в радиусе пяти метров становились
радикально чёрного цвета. Художник Семёнов определил этот
колер, как "сажа газовая".
И вот всё! Топить больше не надо. Александр, как главный
именинник, снял с печной трубы палубный грибок и поставил
на неё заглушку. Заглушку, как полагается, обмыли, а верёвки
отмыл до естественного цвета двухдневный шторм.
Ваш Литау,
25.03.2006 г.
*) Сирокко - сухой и знойный африканский
ветер, дующий в средиземноморских странах.