Дневники третьей кругосветки

Последний океанский переход.

...Им по колено все моря,
и чуть повыше - океаны.

Автор неизвестен

Последний океанский переход "Апостола Андрея" завершился - сегодня яхта вошла в пролив Ла-Манш. До России осталось два моря и полторы тысячи миль.

Хилые северо-восточные ветра, приведшие яхту на Азорские острова, отошли, как и ожидалось, к северу, и мы продолжили неспешное плавание в сторону Европы. Через десять дней оказались в районе Бискайского залива и не узнали знакомых мест. Трижды мне доводилось пересекать этот район, и всегда он был неспокойным. Справедливости ради надо отметить, что предыдущие разы приходились на глубокую осень, если не на зиму. Сегодня грозный Бискай оказался спокоен. Скисли даже те умеренные ветры, что довели нас сюда.

Бывалый художник Семенов пугал экипаж рассказами о крутом нраве Биская и пережитом здесь осенью 2004 года 10-балльном шторме, во время которого мы лишились грота. Капитан с тоской вспоминал более ранние походы 1996 и 2001 годов, когда "Апостол Андрей" проскакивал этот залив за пару дней, одним галсом. Сейчас прогнозы таких ветров не обещали, а скорее предрекали работу дизеля и траты топлива.

К слову, и на этот раз на пороге Биская яхта лишилась грота, но по причине прямо противоположной - во время слабого ветра, на зыби, "Апостол" в очередной раз хлопнул парусами, и грот разошёлся по шву метра на три. Следующий день, от рассвета и до заката, всем экипажем мы починяли парус, поминая мастеров его пошивших.

Вообще-то паруса больше страдают от безветрия, чем от сильного, но ровного ветра. Зыбь в океане есть практически всегда, в безветрие яхту мотает на волне, и мачты описывают своими топами сложные фигуры, а паруса хлопают, как вытряхиваемые половики, обрывая ползуны, раксы, блоки.

На входе в Ла-Манш к слабому ветру добавились приливно-отливные течения, а к зыби - сулои и крутое волнение мелководья. Сутки ушли на то, чтобы преодолеть эту "полосу препятствий". Яхта, продвинувшись на десяток миль вглубь пролива, на контргалсе уходила к северу, и расстояние до пункта назначения увеличивалось. Вахта сдавала сменщикам позицию яхты и количество миль до порта, гордясь тем, что удалось за шесть часов приблизиться хотя бы на десять этих самых миль. Другая вахта, издеваясь, возвращала лодку в исходную точку, хотя координаты вроде и отличались от первоначальных.

Капитан, стоящий над вахтами, для поддержания морального духа команды зачитывал выдержки из книги Ивана Гончарова "Фрегат "Паллада"":

"Оставалось миль триста до Портсмута: можно бы промахнуть это пространство в один день, а мы носились по морю десять дней, и всё по одной линии. "Где мы?" - спросишь, проснувшись, утром у деда (штурмана). "В море", - говорит он сердито. "Я знаю это и без Вас, - ещё сердитее отвечаете вы, - да на котором месте?" - "Вон, взгляните, разве не видите? Всё там же где были и вчера: у Галлоперского маяка". - "А теперь куда идём?" - "Куда и вчера ходили: к Доггерской банке".

Ваш Литау,
05.07.2006