Дневники третьей кругосветки

Happy Birthday to you!

"Спуск яхты на воду прошел без сучка и задоринки. Огромный портовый кран легко подхватил судно и аккуратно опустил на воду. Яхта, едва коснувшись воды, взревела мотором, шустро отшвартовалась от берега и скрылась в неизвестном направлении…" - такой репортаж, был опубликован в газете "Вече Твери" 9 августа 1996 года.

Новорожденное судно на свет появлялось в муках. Корпус заложили на тверском Заводе штампов еще в 1993 году, рассчитывая завершить постройку за один год. Впереди у яхты вырисовывалось грандиозное будущее: международная кругосветная экспедиция в меридиональном направлении с финальным отрезком по Северному морскому пути. Старт - из Мурманска, возвращение на родину через год.

Но гладко было чертить на плазе, да не учли какие за заводскими стенами стояли времена. Вначале пришлось поменять предприятие. "На вагонном заводе в Твери стоит кусок железа, который покорит весь мир" - заголовок в одной из московских газет тех лет. Экипаж переселился на волжские берега и достраивал судно собственными руками. Когда строительство было все-таки завершено, яхту едва смогли вывезти из цеха, корпус не проходил ни в одни ворота.

Лодку опустили в волжскую воду, но названия она еще не имела. Через газету "Вечерняя Москва" был объявлен конкурс. Предложения были самые разные: "Беринг", "Витязь", "Святая Анна", "Северная звезда", "Мастер и Маргарита", и даже "Дмитрий Холодов". В конце концов, право присвоить яхте имя решили отдать генеральному спонсору, который бы профинансировал кругосветку. Хорошо, что такового не нашлось. Кто теперь может представить что-то иное на синем борту "Апостола Андрея"?

Имя яхте дал Патриарх Алексия II, в своем письме с благословением морякам он предложил назвать ее "Апостол Андрей": "На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название…"

Капитан Литау был не совсем доволен: не по чину небольшой яхте носить имя святого, которое по традиции мог иметь лишь корабль первого ранга. Пришлось оправдывать доверие. Теперь за кормой "Апостола Андрея" почти 110 тысяч миль, три кругосветных плавания, несколько мировых рекордов. Мастерство и мужество "апостольцев" признаны мировым парусным сообществом. Кормовой триколор "Апостола Андрея" видели жители трех десятков государств, в том числе и тех, куда русские корабли не заглядывали со времен Миклухо-Маклая.

Десять лет назад капитан Николай Литау не стал возражать, чтобы "Апостол Андрей" сделал первые шаги по водной глади на его собственный день рождения. Наверное, моряк и не мог родиться в иной день. С петровских времен 9 августа одни из символов флотской славы России: Гангутская победа - первая в истории виктория русского флота!

Поздравляйте же сегодня именинников! Желайте счастья и долгих лет! Дарите подарки и поднимайте тосты за здоровье! 9 августа 2006 года знаменитой яхте "Апостол Андрей" исполнилось 10 лет, а ее бессменному заслуженному шкиперу Николаю Андреевичу Литау - 51 год!

пресс-служба Клуба "Приключение"