Дневники третьей кругосветки

Воспоминание о Салвадоре, или от капитании до капитании.

Вторым человеком, подошедшим к нам после прибытия, оказался владелец стоящей неподалеку яхты "Mantra". После слов приветствия, традиционный вопрос: "Откуда, ребята?" Услышав ответ, сеньор был страшно удивлен и заявил, что никогда доселе не видел русских яхт в Салвадоре.

Такая же реакция была и на следующий день у всех, кто узнавал национальную принадлежность яхты, и скоро на нас показывали как на главную достопримечательность гавани. Утром к нам вновь подъехал на тузике служитель марины и пригласил оформить договор на стоянку. Условились встретиться в 8 часов в офисе. Пока мы с Киреевым шли по бону, были несколько раз остановлены с предложениями разных услуг: от стирки до ремонта яхты. В 8 часов в конторке харбор-мастера никого не оказалось и, прослонявшись полчаса вокруг, мы наткнулись на нашего вчерашнего знакомого Эрнани, капитана "Мантры". Взглянув на нас, он доброжелательно посоветовал расслабиться и начинать получать удовольствие, пояснив, что время на этом берегу имеет особое течение. Поинтересовавшись нашими планами на день и узнав, что мы собираемся посетить полицию и таможню, Эрнани загадочно произнес: "It's long way" и, простившись, уехал по своим делам.

В это время появился Фернандо - менеджер марины, он должен был заняться нами. Взяв документы на яхту и судовую роль, предложил подойти через полчаса. Через полчаса нас оформили, но Фернандо сообщил, что причал, на котором мы стоим несколько дороже, чем остальные. Оказалось, что ровно в два раза. Я сказал, что мы готовы перешвартоваться и поинтересовался куда. По рации был вызван некто, который ответил, что через пять минут к яхте подойдет надувнушка, она покажет нам место и поможет с перестановкой. Взяв у Фернандо список учреждений, которые мы должны посетить, я вернулся на яхту. Но прождав указанную лодку полчаса, решил больше время не терять. Поручил маневры старпому, а сам с Димой Стадниченко ушел в город. Забегая вперед, скажу, что в тот день мы так никого и не дождались.

Первым учреждением на нашем пути оказалась капитания. Через час общения удалось заполнить первую бумагу и выяснить, что в капитанию надо приходить в последнюю очередь, а вначале нужно посетить федеральную полицию, таможню и санитарный контроль, кроме того, сделать копии всех полученных бумаг и наших паспортов. Вооруженные новым знанием, мы с Димой отправились полицию-федерал. Дима из-за своего легкомысленного вида - а был он одет в шорты - на территорию околотка допущен не был и остался ждать меня под палящим солнцем. Понадобилось полчаса, чтобы выяснить, что нам нужно в другую полицию - портовую. Когда мы добрались до порта, солнце было в зените, и время подходило к обеду. Дверь в полицию была открыта настежь, шорты Димы никого не смущали, да собственно никого и не было - все кабинеты оказались запертыми. Из разговора с охранником, стоящим на часах у соседней двери, поняли, что надо подождать, но сколько - не ясно. Прожарившись на раскаленном причале около часа, мы стали искать хоть кого-нибудь говорящего по-английски. Из таможни привели очаровательную девушку, из ее уст даже информация о том, что нам лучше придти через час-полтора звучала райской музыкой.

Через час нас постигла удача - полицейский чиновник был на месте. Он оказался обаятельным человеком. И главное, что наши паспорта моряка не вызвали у него никаких вопросов. В кабинет беспрерывно заходили агенты судоходных компаний и, извиняясь перед нами, подкладывали свои документы. Хосе Ригал, так звали офицера полиции, с шутками и прибаутками решал вопросы, говорил по телефону и между делом подсунул наши паспорта одному из агентов, который и заполнил необходимые бумаги.

В какой-то момент Хосе открыл свой дипломат, в котором кроме блока сигарет и бутылки рома ничего не было. Заметив, что мне стало известно содержание портфеля, он спросил, как я отношусь к рому, и, услышав, что положительно, предположил, что, наверное, я все-таки предпочитаю водку. Мы предметно обсудили этот вопрос.

Проштамповав паспорта и разрешив десятидневное пребывание, Хосе выпроводил нас из офиса. Не успели мы с Дмитрием сделать и трех шагов от двери, как из-за спины вылетел автомобиль, несущийся на приличной скорости. За рулем сидел наш знакомый синьор Ригал. Видимо бутылка рома из портфеля придала ему серьезное ускорение. Что было бы, приди мы на полчаса позже?

Миновав бесконечно длинные пакгаузы, мы добрались до таможни и столкнулись нос к носу с уже знакомым охранником. Оказалось, что дверь в полицию и черный ход в таможню расположены в двух шагах друг от друга, но вход в последнюю разрешен только с улицы, и идти до него больше километра.

В таможне, то ли потому что мы уже намозолили им глаза, то ли по иной причине, нам не стали задавать традиционных вопросов про наркотики, алкоголь, табак и прочее. Таможенники сами заполнили декларацию, указав, что ничего этого у нас нет - в принципе, это почти соответствовало истине - и отпустили нас с миром.

Рабочий день шел к концу... На пороге капитании мы вновь появились только к 18 часам. И увидели на двери график, где было указано, что учреждение заканчивает работать в 16.30. Лелея надежду закончить дела сегодня, заглянули на всякий случай к дежурному. На этот раз англо-говорящих не оказалось вообще. После получасового общения с разными офицерами, когда каждая сторона говорила на своем родном языке, был принесен ключ от помещения для приема клиентов. Еще полчаса и наш приход был оформлен.

Когда мы с Димой, собираясь промочить пересохшие глотки, добрели до бара яхт-клуба, на часах было семь вечера. Процедура оформления заняла одиннадцать часов! И остался еще санитарный контроль, который нам то ли простили, то ли еще ждут, что мы его посетим. Утренние слова соседа Эрнани о длинной дороге мы выбили на улицах Салвадора своими гудящими ногами.

На следующее утро Эрнани поинтересовался нашими делами. Узнав, что все позади, сказал, что мы еще быстро оформились, а вообще-то нужна неделя. Не знаю, шутил ли наш приятель. Я шел в контору марины поинтересоваться, как же нам быть с перешвартовкой к другому причалу. Ответ харбор-мастера компенсировал наши вчерашние страдания. Фернандо ознакомился с материалами о наших походах, они его впечатлили, и мы можем стоять на любом причале за минимальную цену.

Ваш Литау,
20.11.2004 г.