Дневники третьей кругосветки

Про неприятности и обиженную черепаху

Всю первую ночь лета Южного полушария из-за отсутствия ветра шли под дизелем. С рассветом потянул легкий бриз, мы остановили поднадоевший своим шумом, двигатель и поставили паруса. Вскоре ветер засвежел, и "Апостол Андрей" резво побежал по курсу, показав за сутки вполне приличный результат в 160 миль. Вторые сутки закончили с таким же показателем.

3 декабря ветер отошел в чистый фордевинд. Убрали вначале стаксель, а когда ветер еще окреп, пришлось смайнать и бизань, чтобы облегчить жизнь рулевым и уменьшить нагрузку на штуртросы. Но и под одним гротом скорость порой переваливала за 10 узлов, и когда в 24 часа мы посчитали мили, их оказалось 192 - новый рекорд этого плавания.

К сожалению не только рекордом запомнился этот день. Вслед за крепким ветром усилилось волнение. Волны высотой в 5-6 метров набегали на корму, поднимая ее и занося в сторону. От рулевых требовалось немало усилий и максимум внимания, чтобы удерживать яхту на курсе и главное не дать ей увалиться на чужой галс. С наступлением темноты, когда не стало видно волн, задача усложнилась. За два часа до полуночи, с подветренного борта, накрыв кокпит и стоявшего на руле Семенова, пришли одна за другой две высокие волны. Подхватив корму, они развернули яхту поперек ветра, который ударил в парус с обратной стороны. Грот перелетел на другой борт и разорвал 16-миллиметровую завал-таль. Непроизвольный поворот фордевинд!

В следующую секунду гик грота ударился о натянутый наветренный бакштаг и оборвал его. На этот раз слабым звеном оказалась 12-миллиметровая нержавеющая скоба, крепящая бакштаг к палубе яхты. Скобу разорвало пополам и, словно из пращи, выстрелило в океан.

Первым на палубу выскочил старпом, вслед за ним остальные. Я отправился в корму, в машинное отделение - работал дизель-генератор, нужно было обесточить зарядные устройства. Через неплотно задраенный иллюминатор и вентиляционное устройство в помещение хлынула вода, заливая кормовые каюты, койки и разлетевшиеся от крена вещи.

Кирееву удалось разобраться на палубе и вернуть яхту в нормальное положение. Сменив исчезнувшую скобу и оборванную завал-таль, через двадцать минут мы легли на прежний курс. Весь следующий день ветер был благоприятным, в итоге за пять суток было пройдено 800 миль.

Еще одни такие сутки, и мы были бы уже в Монтевидео. Но, увы. Сегодня к утру ветер начал скисать, и с рассветом наступил штиль. Пришлось вновь прибегнуть к помощи дизеля.

Часа через три сверху раздались возбужденные голоса. Было слышно, что мотор сбавил обороты. Поднявшись на палубу, увидел, как яхта описывает циркуляцию, а внутри круга крупная черепаха хватает ртом узкую серебристую рыбу. И хотя мы явно нервировали тортиллу, она не хотела расставаться со своей добычей и попыток утащить рыбу не оставляла. Но сила оказалась на нашей стороне! Через несколько минут мы отбили атаки хищницы, а страдалицу выловили сачком.

Рыбина имела непривычный вид, была длинной (122 см), узкой и совершенно плоской. Чешуя отсутствовала. Отсутствовали и плавники, кроме спинного, который шел вдоль всего тела от головы до хвоста и заканчивался нитевидным отростком. Имела наша добыча крупные глаза и большой, с мощными хищными зубами, рот, который все еще конвульсивно открывался.

Киреев сел изучать четвертый том "Жизни животных" и выяснил, что спасли мы рыбу-саблю из семейства волосохвостых, подотряда волосохвостовидных. В статье было характерное определение - быстроплавающая. Интересно, как их ловят черепахи?

Из книги можно было также узнать, что сабля-рыба имеет важное промысловое значение, а ее мясо - хорошие вкусовые качества. Как же несовершенно устроен этот мир! Избавив рыбку от зубов черепахи, мы передали ее Андрею Балымову, исполнявшему сегодня обязанности кока. Вкус сабли каждый смог оценить сам за праздничным обедом, посвященным памяти одной из многочисленных Конституций нашей Родины.

Ваш Литау,
05.12.2004 г.