Южная Георгия
Вчера к ночи, в 50 милях к северу от острова Южная Георгия,
"Апостол Андрей" вошел в зону скопления айсбергов.
На экране локатора их наблюдалось одновременно до полутора
десятков в радиусе 12 миль. Дальше радар не брал, так как
обломки были в основном некрупные: не более километра протяженностью.
Всю ночь продолжался слалом меж ледяных островов. Плотный
туман и моросящий дождь ограничивал видимость одним-двумя
кабельтовыми, и рулевые обнаруживали препятствие только,
когда оно вырастало из мглы чуть ли не перед штевнем яхты.
С
рассветом дождь прекратился, туман рассеялся и нашим взорам
открылась Южная Георгия. Низкая облачность срезала вершины
гор, но скалистые обрывы и сползающие к самому урезу воды
ледники отлично просматривались. Рядом с берегом встречным
курсом шла двухмачтовая яхта. Мелькнула надежда: "Не
старый ли это знакомый, антарктический волк Жером Понсе?"
Но на радиопризыв лодка не отозвалась, да и приближался
к нам кэч, а у Жерома была шхуна.
Ветер, несмотря на прогноз, закис совсем, мы запустили
дизель и стали входить в бухту Камберленд-Ист (Cumberland
East). В ее западный берег врезается еще одна бухта Кинг-Эдуард
(King Edward cove), в вершине которой расположено небольшое
селение Грютвикен (Grytviken), являющееся единственным населенным
пунктом на острове. Вход загромождали сидящие на мели айсберги,
и нам пришлось заложить пару галсов, прежде чем попасть
внутрь гавани.
Справа стояло несколько невысоких строений, в глубине бухты
- останки китобойной базы и далее, прямо по курсу, на возвышенности,
церковь, служащая одновременно верхним створным знаком для
входящих судов. УКВ-радиостанция ожила - нас звал берег.
Мои попытки связаться с кем-либо с моря и на подходе не
имели успеха из-за высоких скал, окружающих бухту: обрывы
возвышаются на сотни метров. Голос из рации назвался Кэном
Пассфилдом (Ken Passfield) и объяснил, как пройти к причалу.
В 08:50 "Апостол Андрей" ошвартовался к указанному
месту. Носовой конец принял сам Кэн, представляющий на острове
сразу все власти: администрацию, таможню, иммиграцию. Рядом
стояла его подружка Анн, в руках которой находится управление
британской Королевской почтой на этой территории. На оформление
не потребовалось много времени, больше занял обмен впечатлениями.
Кэн, сам яхтсмен, в одиночку прошел из Чили через Магелланов
пролив на Фолкленды, а оттуда через Георгию в Шотландию.
От него же мы узнали, что яхта, увиденная нами утром, и
есть принадлежащая Жерому Понсе "Голден Флис"
(Golden Fleece), но на мостике был его старший сын, а вооружение
они сменили на кэч.
Завершив формальности, Кэн пригласил нас к себе домой на
ужин, после которого, если православные пожелают, можно
будет посетить церковь, где к полуночи соберутся все жители
поселка, отмечать Рождество Христово. Оба предложения были
с благодарностью приняты.
Тем временем ветер разогнал тучи. В голубом небе засияло
солнце, заливая ярким светом серые скалы, зеленые берега,
синь бухты и голубые айсберги на водной глади. Кэн сказал,
что такая погода здесь в норме, но на ночь посоветовал переставить
яхту к подветренному берегу, к причалу бывшей китобойной
базы, так как ожидался шторм.
Про то, что в рождественскую ночь Южную Георгию накроет
шторм, мы знали уже как пару дней из прогноза "Транзаса".
Да и барометр, вчера опускавшийся медленно, с утра резко
устремился вниз и достиг отметки в 966 Гп. Падение за четыре
часа составило 30 делений, что явно предрекало какую-нибудь
гадость. Под защитой неприступных утесов, окружающих бухту
Короля Эдуарда, мы чувствовали себя в полной безопасности.
Оставалось молиться за тех, кому эту ночь доведется встретить
в открытом океане.
Ваш Литау,
24.12.2005 г.