Дневники третьей кругосветки
Этот "австралийский" руль...

Руль, который мы потеряли, был изготовлен в Австралии, во время первой кругосветки. Тогда, в 1997 году, "Апостол Андрей" лишился своего родного правила в Индийском океане у острова Кергелен. Полторы тысячи мы поворачивали яхту, словно лошадь, вожжами. Двумя веревками, выпущенными за борт, тянули влево-вправо деревянную камбузную панель.

Индийский океан, весна 1997 г.
Рыбаки траулера "Austral Leader" помогли экипажу "Апостола Андрея" изготовить временный руль.

Во время модернизации на Кронштадтском морском заводе в 2000 году "австралийский" руль вынули и осмотрели. Он всех устроил и был установлен обратно. В последний ремонт, летом 2003 года, его не касались.

Поломка стала для нас полной неожиданностью. Произошло все на чистой воде, при силе ветра 7 баллов. Правда, на полных курсах, когда нагрузки на руль максимальные. И паруса мы несли почти все, выжимая скорость.

За час до аварии убрали бизань, чтобы уменьшить нагрузку на рулевое устройство, но думали, прежде всего, о штуртросах и цепи, но ни в коем случае о балере. Никому в голову не могло прийти, что балер - железяка толщиной в 100 мм - может быть обломлена в штатной ситуации. Вывод из этого пока один: руль не должен служить больше одной кругосветки. Даже если он не вызывает подозрений - надо менять! Этот же прослужил две и приказал долго жить в третьей, пройдя мимо своей исторической Родины. Если бы это случилось немного раньше, обломок можно было бы завезти изготовителям.

Вчера закончили изготовление нового руля. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить парусного мастера Анатолия Губина за спинакер-гик, подаренный нам перед плаванием - хороший балер из него получился.

На перо пошла дверь кубрика, сильно раздражавшая Андрея Балымова. Он же, будучи профессиональным судостроителем (технологом "Северной верфи"), осуществлял техническое руководство. Основную работу выполнили, как всегда, старпом Киреев и боцман Смирных. Капитан, доктор и художник сильно не мешали.

Веревки и канаты опутали корму яхты. Одни крепят балер, другие удерживают его от смещения, третьи - фиксируют перо. Две идут в кокпит к рулевому и крепятся к штурвалу. Рулевой, на манер кучера, тянет их как поводья. Лучше других в этой роли смотрится художник Семенов.

В 18:30 руль установили и начали испытывать, и подбирать под него паруса. В итоге оставили грот, взятый на три рифа, и штормовой стаксель. Эта схема позволила идти в полветра и даже немного острее. Первые мили обнадеживали. Но потом ветер засвежел, управление стало очень тяжелым - на "руле" теперь можно было работать только вдвоем.

Не давая нам вырваться из Антарктики, задуло с севера. Как мы ждали такой ветер, когда было все в порядке! "Апостол Андрей" шел либо на восток, либо на запад, стремился к югу. Через шесть часов лавировки мы оказались в том самом месте, откуда начали движение. Роман Смирных вспомнил школьный курс физики: "Работа при движении по замкнутому кругу равна нулю". И сам тут же опроверг этот постулат: "Почему же тогда ноют все мышцы?"

К полуночи ветер усилился до штормового. При очередном непроизвольном повороте решили оставить стаксель вынесенным на ветер. Это оказалось удачным решением - яхта сбаллансировалась, рулить стало существенно легче. И главное - руль не перегружается.

Ночь прошла в нервном ожидании очередной поломки. Вместе с прохождением циклона отошел к западу и ветер. Это позволило идти на северо-восток, а к вечеру сегодняшнего дня почти на север. К сожалению, выбранный курс отличается от направления на Новую Зеландию, но выводит "Апостола Андрея" из антарктических ледовых вод. Итог первых суток - 90 миль, что неплохо даже при нормальных условиях. Спрашивается, зачем яхтам руль?

Ваш Литау,
05.03.2005 г.