Капитанская ночка
Прошедшая
ночь оказалось бурной и полной событий. Подозрительные симптомы
проявились еще два дня назад, когда атмосферное давление
полезло в гору и достигло 1006 ГПа. Таких больших гектопаскалей
мы не видели практически с тропиков. И если там они норма,
то здесь давление забралось повыше для того, чтобы затем
рухнуть вниз.
За следующие сутки падение составило 43 единицы. К полуночи
перо барографа стало опускаться почти вертикально, остановившись
на отметке 963 ГПа. Наверху же дул ровный несильный ветер,
было пасмурно, и ничего не менялось.
Закончив сеанс радиосвязи и обмен почтой с землей, я, было,
собрался отойти ко сну, но не успел осуществить своего намерения,
как ветер резко усилился. Замер Андрея Балымова показал
18 м/с. Это слегка утешало - значит, барометры падали не
зря, а та площадь парусов, которую мы несли - вглухую зарифленный
грот и третий стаксель - позволяла, не очень беспокоясь,
встретить 9-балльный шторм.
Но следующая весть была хуже - лопнул грот. Хочется сказать
пару слов в адрес грота и тех, кто его шил: более ненадежного
паруса на "Апостоле Андрее" не было со дня первого
выхода в море. Прослужив совсем ничего, парус расползается
от легкого ветра, и весь экипаж только и занят тем, что
латает его не переставая.
Я распорядился убрать грот и через пару минут сам присоединился
к вахте. Пока убирали парус, ветер умерился и пошел дождь.
Встал вопрос: "Что ставить вместо грота?" Наиболее
простым было поставить трисель (небольшой треугольный парус
для тяжелой погоды), что мы и сделали. Процедура эта не
очень быстрая, провозились мы почти час, как раз до смены
вахт. Передав бразды правления старпому, мы с боцманом удалились
на отдых. Наверху выглянули звезды, давление резво полезло
вверх.
На этот раз я успел добраться до спальника. Но только вытянулся
в блаженном тепле, как яхта легла на борт. В снастях завыл
и засвистел ветер, корпус стал содрогаться от порывов. С
очередным шквалом в мою каюту что-то влетело. Оказалось
- сапоги боцмана, перелетевшие с противоположного борта.
Вслед за сапогами прилетел мольберт художника вместе с какими-то
мешками и пакетами.
Пришедшего за мной старпома я встретил уже одетым, и мы
поднялись на палубу убирать стаксель. Пройти на бак оказалось
совсем не просто - сила ветра была такова, что, шагая ему
навстречу, создавалось ощущение, будто упираешься в стену.
Вода вокруг кипела, яхта шла, лежа на боку. Пока убирали
парус, каждого волной пару раз протащило по баку на всю
длину страховки.
Оставшись под одним триселем, "Апостол" с облегчением
выровнялся. Больше мы ничем помочь ему не могли, яхта хорошо
лежала на курсе, сопротивляясь ветру и волнам. Сняв рулевого,
я отправил всех вниз. Прибор показал скорость ветра в 31
м/с - 12 баллов по шкале Боффорта.
К счастью, ненастье длилось недолго, и к восьми утра скорость
ветра была уже 18 м/с. Можно было расслабиться, если бы
не печальная новость: наш "руль" не выдержал ночного
насилия - дверь оторвало от спинакер-гика.
После непродолжительного отдыха, одни принялись восстанавливать
руль, другие - штопать злосчастный грот. Давление тем временем
устремилось вверх с еще большей скоростью, чем опускалось,
и к 20 часам замерло на отметке 1005 Гпа. Ветер скис до
6 м/с и только тяжелая зыбь, валяющая яхту с борта на борт,
напоминала о пронесшемся над нами глубоком циклоне.
Ваш Литау,
12.03.2005 г.