Королевство Тонга. День первый,
официальный
Два
десятка яхт стояло в гавани, выстроившись в линию, отдав
якоря с носа и заведя на волнолом, ограждающий гавань порта,
кормовые швартовы. В основном это были яхты из Новой Зеландии,
несколько из Европы: Англии, Дании, Германии.
Мы были готовы к швартовке или отдаче якоря, но чтобы завезти
концы на берег нужно было спустить на воду тузик. Пока мужики
снаряжали "Корсар", я, не спеша, прошел по гавани
из конца в конец, осматриваясь и выбирая место для стоянки.
Гавань оказалась просторной, достаточной чтобы сделать оборот
даже на крупной яхте, глубина всюду превышала 4 метра. Свободное
место нашлось в конце волнолома, и через полчаса "Апостол
Андрей" стоял на якоре. Тёмная тропическая ночь наступила
мгновенно, позабыв стать сумерками. Оформлять приход было
поздно, рабочий день у чиновников закончился.
В начале волнолома виднелось небольшое строение, под крышей
которого светился огонёк, выманивая на берег. Чутьё нас
не подвело: под навесом сидела интернациональная компания
яхтсменов. Вкушая пиццу и запивая ее местным пивом, они
гадали: те ли это самые русские пришли, что имеют обыкновение
ходить без руля?
Поговорка гласит: "Добрая слава лежит, а худая впереди
бежит". Но, наверное, не самая худая слава: вывести
яхту без руля из Антарктики, если это вызывает неподдельный
интерес и уважение у всех, кто ходит в океане. Мы заверили
присутствующих в том, что мы не самозванцы, а действительно
те самые русские и в доказательство предъявили новозеландца
Кевина. Нам поверили и пригласили к столу, отведать, что
полинезийский бог послал.
На утро следующего дня напротив яхты остановился джип,
из которого вышел колоритный полинезиец. Был он высок и
могуч, одет в традиционное одеяние: юбка до щиколоток, чресла
поверх "юбки" обернуты циновкой и подпоясаны верёвкой.
Это был Брисбейн Локотуи (Lt. Brisbane Lokotui military
liaison officer Ministry of Foreign Affairs) - офицер по
военным контактам министерства иностранных дел. Ему поручили
заниматься нами. Результат обращения Российского посла Михаила
Лысенко к министру иностранных дел Королевства Тонга господину
Сонатане Ту'акинамолахи Таумоереау Тупоу (Sonatane Tu'akinamolahi
Tuamoepeau Tupou).
Вслед за Брисбейном прибыли представители иммиграционной,
таможенной и карантинной служб. В течение часа заполнили
необходимые бумаги, поставили в паспорта штампы, конфисковали
два кочана капусты и три морковки (здесь, также как и в
Новой Зеландии, свежие продукты к ввозу запрещены) и перебрались
на стоящую рядом, вновь прибывшую британскую яхту.
Проводив чиновников, мы сели в машину Брисбейна и отправились
наносить официальные визиты. Первым на нашем пути был Морской
политехнический институт, где готовят кадры для гражданского
флота. Встретил нас ректор (principal) института Ото Миси
(Oto Misi). Он рассказал о заведении, о том, чему и как
учат студентов, посетовал на проблемы с дальнейшим трудоустройством
выпускников. Замректора провел экскурсию по учебным классам,
мастерским и лабораториям. Заняло это немного времени -
институт невелик - всего 55 курсантов, - но находится приличном
состоянии, внутри и вокруг чистота и порядок.
После
института мы поехали на военно-морскую базу. Флот Его Королевского
Величества состоит из трёх патрульных кораблей (или катеров?).
Построены они в Австралии, и радуют глаз своим образцовым
состоянием. Нас проводили в комнату, где находились командующий
военно-морскими силами Королевства Тонга капитан-лейтенант
Сионе Фифита (Lieutenant commander Sione Fifita) и командиры
кораблей в звании лейтенантов. После обмена любезностями
и короткого общения офицеры изъявили желание посетить "Апостол
Андрей" и мы договорились, что встретимся после обеда.
Следующим и последним адресом был департамент по туризму.
Заместитель директора Сионе Финау (Sione Finau) рассказал
о стране, посоветовал какие достопримечательности посетить,
снабдил туристическими картами и буклетами. От него же мы
узнали, что Тонга ежегодно посещают около 40 тысяч туристов,
половина из которых прибывает по воде, остальные по воздуху.
Железнодорожный транспорт в королевстве не развит.
На яхту вернулись в сопровождении обаятельной Кэтрин -
журналистки телевидения. К вечернему эфиру готовился сюжет
о первом визите российской яхты в Королевство Тонга. В сюжет
также были включены кадры о приключениях "Апостола
Андрея" во льдах, который местные жители видят только
в своих морозильниках.
В 14 часов на яхту прибыл командующий Сионе Фифита вместе
с командирами кораблей: лейтенантами Сиуа Фифита (Siua Fifita)
и Таниела Туита (Taniela Tuita). Услышав фамилию первого,
я поинтересовался у командующего - не семейственность ли
у них на флоте процветает? Он меня успокоил, сообщив, что
на Тонга фамилия Фифита также популярна, как Иванов в России.
Моряки с интересом ознакомились с яхтой и надолго задержались
у навигационного компьютера С-МАР. Я показал им на экране
весь архипелаг Тонга и каждый остров в отдельности. В ответ
получил дельные советы - куда ещё можно зайти. Под конец
Сионе с сожалением заметил, что они пользуются только бумажными
картами и до электронной навигации дойдут лет через двадцать.
Я, как мог, утешил его, обещая протекцию у Сергея Губернаторова
- главы компании С-МАР и сказал, что наши военные моряки
тоже не имеют такой навигации, а вот через сколько лет будут
иметь, это уже не в моей компетенции.
Не
отказались офицеры отведать и русской водки. Третий тост,
как и положено, был: "За тех, кто в море". Но
после четвёртой рюмки командир сказал, что она будет последней
- надо ещё на службу вернуться. Тогда им объяснили, что
такое "посошок" и, сделав на память несколько
фотографий у штурвала, стали прощаться. И.О. боцмана Анатолий
Семёнов подал разъездной катер типа "Корсар" (проект
Комбат-380), офицеры перешли в него и были доставлены на
берег.
Я стоял на корме "Апостола", махал рукой и мысленно
благодарил Валерия Устинова, который настоял на том, чтобы
сменить бывшую у нас его же лодку "Флинт", на
нынешний "Комбат". Теперь мы могли перевезти весь
комсостав флота Королевства Тонга за один раз.
Покончив с делами, экипаж решил, что может позволить себе
отдохнуть, и дружно потянулся в ночной бар "Billfish",
популярное место расслабления полинезийцев и бледнолицых.
К полуночи бар был полностью забит и теми, и другими, и
кончилось местное пиво.
А на следующее утро экипаж "Апостола Андрея"
уже узнавали на улицах Нуку'алофы, и не только яхтсмены.
То ли благодаря сюжету, прошедшему по телевидению, то ли
из-за половецких плясок в баре, исполненных художником Семёновым.
Ваш Литау,
22.05.2005 г.