Фунафути
Знакомство
с Фунафути - столицей государства Тувалу, началось с четырехкилометровой
прогулки от порта до центральной части города, где расположены
Дом правительства, банк, аэропорт, гостиница, полиция и
прочие официальные и не очень заведения.
Остров тянется узкой полоской на юг, и, например, в районе
порта его ширина равняется всего ста обычным шагам. Посредине
этой полоски земли проложена асфальтированная дорога. Находится
она в приличном состоянии, есть даже осевая разметка, движение
левостороннее. Автомобилей не то что бы много, но дорога
пустой не бывает и при отсутствии тротуаров, приходится
регулярно сходить на обочину, уступая дорогу. Излюбленный
вид транспорта островитян - мотоциклы, водят их в основном
дамы. Ходит рейсовый автобус, есть в наличие и такси. Последние
все разномастные, кого возят непонятно, постоянно катаются
пустые. Мы с Кевиным были, наверное, единственными клиентами
в эти дни, поэтому таксист взял с нас 5 долларов за три
километра.
Идя по дороге, с одной стороны видишь лагуну и дома фунафутцев
(или фунафутийцев?) с другой - океан и их могилы. В отдалении
от того и другого, сооружения из металлических прутьев и
подручного материала, в которых содержатся свиньи, как и
местные такси самой разной масти: рыжие и пегие, в живописных
пятнах и "яблоках". Повсюду много мусора, особенно
в озерцах, что образуются в низинах и не соединяются ни
с океаном, ни с лагуной атолла. Они буквально завалены пластиковыми
отходами и скорлупой кокосов. Сама же лагуна очень чистя
с прозрачной водой - дно на 10-метровой глубине просматривается
хорошо.
Через две-три мили остров становится шире и поворачивает
к западу, появляется ещё одна улица параллельная главной,
а с противоположной стороны - взлётно-посадочная полоса
аэродрома. Здесь же находится и центр городка. За летным
полем расположились "хутора", свинарники, дизельная
электростанция и опытно-образцовое хозяйство тайваньцев,
выращивающих всякую экзотику: помидоры, болгарский перец
и прочие культуры, которые растут в мешках с привозной почвой.
В
центре дома посолидней, ну а, в общем, жилища большей частью
представляют собой одноэтажные постройки из деревянных щитов
с одной-двумя стенками-перегородками. Обязательный атрибут
почти каждого двора: деревянный помост под навесом, поднятый
над землёй на полметра. Могилки близких, в этой части Фунафути,
переехали во дворы домов. И если дом простенький, такие
и могилы: бетонное надгробие, загородка и навес. Во дворе
же одного двухэтажного дома мы заметили небольшое кладбище
в пять могил с мраморными надгробиями. Двор понятие скорей
условное, так как ничем не огорожен.
Весь городок утопает в естественной зелени: стройные кокосовые
пальмы, раскидистые хлебные деревья, "шагающие"
панданусы и ризофоры, заросли бананов и каких-то тропических
"лопухов". Необычно и красиво.
Главная постройка острова, атолла и столицы - трёхэтажное
правительственное здание современной архитектуры. На первом
этаже почта, иммиграционная и таможенная службы, прочие
присутственные места, посещаемые народом, выше - министерства
и департаменты. На третьем этаже офис премьер-министра.
Перед домом, на камне, укреплена бронзовая табличка, гласящая,
что здание - дар китайского, точнее, тайваньского народа.
Остальные крупные сооружения острова тоже построены иностранцами:
полоса аэродрома - американцами, задание международного
аэропорта и морской порт - австралийцами и т.д.
Рядом с правительством расположены: двухэтажная гостиница,
банк, аэропорт, полиция, телефон, немного в отдалении -
госпиталь, церковь и школа. При гостинице бар (пожалуй,
тоже единственный на острове), где можно поесть и выпить
пива или чего-нибудь покрепче. Обеды недороги: 3-5 долларов
блюдо, меню скромное: рыба или баранина. Рыба - местная,
мясо - привозное. Со спиртными напитками ситуация забавная:
продаются до 15 часов и после 18.30.
В банке меняют основные мировые валюты на австралийские
доллары. Местная валюта имеет хождение только в виде монет,
достоинством в один доллар и мельче. Никакие пластиковые
карточки не принимаются, только наличные или дорожные чеки.
Магазинов немного, буквально единицы, все товары привозные,
ассортимент не богат. Хлеб мы купили в "пекарне",
которая на поверку оказалась простым жилым домом. Но белый
хлеб, который нам продали, оказался вполне приличным и стоил
по два доллара за буханку. Рынка, где можно было бы купить
местные продукты нет. По-видимому, островитянам он не нужен
- вокруг дома и так всё растёт, а наплыва туристов не наблюдается.
Так же и с сувенирами. В районе аэропорта есть магазинчик,
где представлены изделия женского труда: бусы и украшения
из ракушек, что-то вроде обруча на голову, украшенного теми
же ракушками, и веера из пальмовых листьев. И это всё.
Есть
специализированная лавка для филателистов, где продаются
местные марки, и конверты. Несмотря на дружбу с филателистами
России и зарубежья, экипаж "Апостола" в коллекционировании
мало что смыслит, поэтому мы ограничились покупкой открыток
с видами Тувалу. За это получили в подарок по полтора десятка
марок. Какую они представляют ценность у знатоков, сказать
не могу, но для меня бесспорную - благодаря маркам я теперь
знаю, как называются местные деревья (см. выше).
Филателистические страдания продолжились, когда мы стали
отправлять очередную пачку писем. Вновь, как и на Тонга,
дело дошло до начальницы почты, но и она не согласилась
принять письма без оплаты, если мы не покажем ей то самое
международное соглашение, позволяющее морякам это делать.
У нас его не было, и мы, несолоно хлебавши, пошли в интернет-кафе,
отправить последние фотографии, и может быть найти этот
злосчастный договор. Там нас нашла сама почтмейстерша. Она
разыскала нужный документ, принесла показать нам книгу,
в которой он опубликован, и забрала корреспонденцию.
Тувальский народ гостеприимный и приветливый, может быть,
не сразу улыбаются встречным, как жители Тонга. Чиновники
предупредительны и не зануды. Внешне тувальцы поупитанней
тонганцев, основательней. Цвет кожи заметно темнее.
За три неполных дня мы успели не по одному разу обойти
Фунафути, всюду побывать и всё отснять. Были свидетелями
работы аэропорта: в понедельник прилетел самолет и тут же
в течение 10-15 минут улетел, чтобы не мешаться на взлётной
полосе.
По вечерам, когда спадёт зной, на аэродроме собирается
немалая часть населения столицы. Играют в футбол и регби,
общаются, сев в кружок, до темноты резвиться детвора. Те,
кто не пошел на поле, сидят во дворах своих домов на "насестах".
По острову разносятся запахи местной кухни. В баре гостиницы
отдыхают в основном европейцы, но их очень мало, вместе
с нами не набиралось и десяти человек. Яхты здесь, по-видимому,
тоже гости не частые - трое суток "Апостол" так
и простоял в гордом одиночестве. И это первый случай в нашей
практике, при третьем пересечении Тихого океана.
В
среду решили, что и нам пора двигаться дальше. Оформили
выход и направились к северному проходу из атолла Фунафути.
Барьерный риф пересекли с наступлением заката. На фоне пламенеющего
неба живописно вырисовывались острова атолла и взлохмаченные
пальмы на них. "Апостол Андрей" завершил свое
пребывание в государстве Тувалу.
Тувалу означает: "восемь стоящих вместе", хотя
на самом деле атоллов девять. Государство чуть ли не самое
маленькое в Тихом океане, в этом с ним может поспорить разве
что только Науру. Гостям Тувалу, кроме валяния на пляже,
рыбалки и дайвинга заняться нечем, но уж этого в изобилии.
Теперь наш путь лежит в Кирибати, страну тоже уникальную,
по своей разбросанности, по площади океана, что занимают
её острова. По тому, что расположены её части по разные
стороны всё той же линии смены дат, и по одним данным -
кирибатяне (или кирибатийцы?) живут в разных сутках, а по
другим - линия вихляет вокруг островов. Да и столица страны
носит на разных картах разные названия.
Ваш Литау,
03.06.2005 г.