Русские и Хакодате
Вторая
половина нашего первого японского дня была посвящена судовым
делам. Привели в порядок палубу, повесили на леерах и вантах
информацию о наших достижениях: место стоянки находится
на виду, и регулярно кто-нибудь подходит полюбопытствовать
и сфотографировать яхту. Андрей Балымов залез на грот-мачту,
проверил стоячий такелаж и остался удовлетворённым его состоянием.
К концу дня мы покончили с немногочисленными делами, и наступило
время подумать о культурном досуге.
Но вначале нас следовало хорошенько отмыть. Последний раз
горячую воду экипаж видел на Тонга, потом же довольствовался
в основном тропическими ливнями. Вечером за нами заехал
консул Алексей Усов и повёз в общественные бани - онсэн
фуро. Собственно, "бани" - это второе слово, а
"онсэн" это горячий источник: то есть, бани на
термальных источниках. У японцев есть поэтическое название
этим заведениям: "хана-но ю" - горячая вода цветов.
Онсэн - это несколько бассейнов с водой различной температуры.
Самая горячая - 44 градуса. На первый взгляд может показаться,
что это не много, но войти в такую воду сложнее, чем в парную
со 100-градусной температурой. Парная тоже есть и, чтобы
не было скучно сидеть на полках, внутри стоит телевизор
и развлекает парящихся. Бассейны расположены частью в помещении,
частью на открытом воздухе в окружении цветов и невысоких
деревьев. Помывочное отделение представляет собой зал, напоминающий
салон-парикмахерскую: протяженные мраморные столы с зеркалами,
кранами с тёплой воды и душем на гибком шланге у каждого
места. Клиент сидит на пластмассовой табуреточке, моется,
бреется, чистит зубы. Если лень самому работать мочалкой,
можно пройти в специальное помещение, там, за отдельную
плату, и намылят, и помоют. Общая плата невысока, около
трёх долларов, время кайфа неограниченно.
Особенностью японской бани является то, что каждый имеет
небольшое полотенце и корректно им прикрывается, держа одной
рукой. Мы тоже, следуя совету Алексея Геннадьевича, обзавелись
необходимым атрибутом здесь же в "предбаннике",
где можно приобрести и другие банные принадлежности (кроме
веника), а также отдохнуть после мытья, возлежа у низенького
столика, с чашкой чая или бокалом пива.
Очистив тела, мы, на следующий день, позаботились о душе,
посетив и осмотрев храмы, церкви и кладбища. Японцы исповедуют
две основные религии: буддизм и синтоизм. Говорят, что японец
рождается синтоистом, а умирает буддистом. Первым на нашем
пути был синтоистский храм Хунадама, посвященный духам моря.
Моряки приходят сюда за покровительством и помощью. На стенах
этого святилища висят фотографии судов.
В десяти минутах от Хунадама расположен крупнейший буддисткий
храм Хакодате - Хигасихонган-дзи.
Христианским церквям отведено место в районе Мотомати.
Три храма: католический, епископской церкви и православный
Воскресенский собор расположены через забор друг от друга.
В квартале от них - объединённая церковь Христа. Христианство
в Японии исповедует всего около одного процента населения.
Воскресенский собор причислен к государственным памятникам
культуры Японии. Любопытно, что он является визитной карточкой
Хакодате. На первых страницах всех туристических схем города:
ночная панорама Хакодате и изображение православного храма
в снегу.
Из
Хакодате начинается вся история христианства в Японии, с
момента, когда в 1861 году сюда прибыл православный миссионер
иеромонах Николай Касаткин (будущий архиепископ пресвятой
Николай Японский). Отец Николай не сразу стал заниматься
миссионерством, поскольку тогда распространение христианства
запрещалось законом и нарушение каралось смертной казнью.
Восемь лет потребовалось на изучение языка, культуры, истории
страны. Первым японцем-христианином стал Павел Савабэ, бывший
синтоистским жрецом и видевший в Николае религиозного врага,
а так же врага японского народа. Он пришёл к Николаю с намерением
убить его, но не смог сделать этого. В дальнейшем Савабэ
стал верным помощником и первым японским православным священником.
За пятьдесят лет миссионерской деятельности архиепископ
Николай смог организовать настоящую православную церковь
в Японии. Перевёл на японский язык церковные книги и Новый
Завет. Оставил после себя три богословских учреждения, двести
шестьдесят церквей и молитвенных домов. В настоящее время
православная церковь имеет около тридцати приходов в трёх
епархиях. Имеется духовная семинария. Службы совершаются
в основном на японском языке. Все церковные праздники отмечаются
вместе с церковью-матерью Русской православной церковью,
за исключением Рождества, оно празднуется 25 декабря. Ещё
одно отличие: при входе в православный храм посетители должны
разуться. Впрочем, в Японии это касается и католических
храмов.
Многое связывает Хакодате с Россией и историей российско-японских
отношений. В 1858 году здесь было открыто первое в Японии
российское консульство, которое до 1874 года, когда в Токио
было учреждено Посольство России, оставалось единственным
дипломатическим представительством в стране. Первым российским
консулом, по рекомендации графа Путятина, стал Иосиф Гошкевич.
Здание консульства сохранилось до сих пор и является одной
из достопримечательностей города. Сегодня Генконсульство
находится в Саппоро, в Хакодате - его отделение, и это единственное
иностранное представительство в городе. В прошлом году своё
десятилетие отметил местный филиал владивостокского Дальневосточного
государственного университета. И это опять же единственное
зарубежное государственное высшее учебное заведение.
Но до священников и дипломатов на японских берегах побывали
российские моряки. И вновь это связано с Хакодате. "Инцидент
Головнина" - так называют японские историки события,
произошедшие почти 200 лет назад. Василий Головнин, совершив
переход на шлюпе "Диана" из Кронштадта на Камчатку,
занимался исследованием Алеутских, Шантарских и Курильских
островов. Летом 1811 года "Диана" подошла к острову
Кунашир, который принадлежал в то время японцам, с целью
исследовать пролив, отделяющий остров от Хокайдо, а также
пополнить запасы продовольствия и дров. Головнин с шестью
матросами высадился на берег, японцы любезно пригласили
их в крепость, а затем неожиданно захватили в плен и отвезли
в тюрьму в Хакодате.
"Дианой"
принимает командование помощник Головнина капитан-лейтенант
Рикорд, он делает безуспешную попытку освободить своего
командира. В 1812 году Рикорд вновь приходит к Кунаширу
во главе небольшой эскадры из трёх судов, но японцы остаются
непреклонными. На обратном пути он захватывает судно с японским
купцом Такадая Кахеи и отвозит его на Камчатку, надеясь
обменять на Головнина.
Кахеи играл видную роль в деловой жизни провинции Эдзо,
свою штаб-квартиру он держал в Хакодате. Японский пленник
ведёт себя мужественно, убеждает отпустить его на Родину,
и в 1813 году его возвращают на Хокайдо. Дома он добивается
освобождения русских пленников и осенью того же года Головнин
покидает тюрьму. Добрососедские отношения с Россией восстановлены
и укреплены. Такой видят роль своего соотечественника в
"инциденте Головнина" японцы. Такадая Кахеи -
местный герой, ему чуть ли не единственному установлен памятник,
основан мемориальный музей-архив, посвящена экспозиция в
музее Северных территорий и т.д. Потомки признательны ему
за сегодняшнее процветание Хакодате, основы которого заложил
Такадая.
В музее Северных территорий есть интересные материалы об
айнах - народе заселявшем Курилы и север Хокайдо, о пленении
и освобождении Головнина, книги о нём на русском и японском
языках, его собственные книги. Портреты (и бюст) Головнина,
Рикорда и Такадая. На бюст первого консула Гошкевича кто-то
пришпилил керамическую медаль с призывом: "Згуртаванне
Беларусау Свету. 1990-2000. Бацькаушчына". В углу стоит
витрина, где разложены: военно-морская фуражка, пилотка,
тюбетейка (символ многонациональности СССР), матрёшки -
от Ленина до Горбачёва, - рядами выложены пачки сигарет
и бутылки водки, выпуска периода исторического материализма.
В путеводителях почти не говорится о японской архитектуре,
о храмах "местных" религий. Так, удивительный
синтоистский храм Гококу, о существовании которого я знал
задолго до прихода в Японию, был обнаружен нами почти случайно.
В тоже время все, что связано с иноземным влиянием рекламируется.
Достопримечательностями Хакодате являются, уже названное,
здание бывшего Российского консульства, здание бывшего Британского
консульства, китайский мемориальный дом и т.д. Так же можно
осмотреть первые свидетельства европейской культуры, такие
как: самая первая печь в Японии, самый старый бетонный телеграфный
столб, шхуна "Хакодате-мару" - первая построенная
в европейском стиле, музей фотографии, где есть и парочка
советских фотоаппаратов.
В
порту Хакодате есть две достопримечательности. На месте
старой пристани Хигасихама стоит памятник в честь приезда
на Хокайдо первых японских поселенцев, отсюда началось освоение
острова. В сотне метров от этого памятника другой: в честь
Ниидзима Дзё - первого японца сбежавшего за границу.
Символом порта Хакодате является кальмар. Каждый вечер
десяток кальмароловов выходит в залив на добычу, и тогда
с побережья хорошо видно сияние их ярких ламп - кальмары
идут на свет.
Мы покидали Хакодате перед закатом. Наш путь лежал через
район лова, куда "Апостол Андрей" вошёл к середине
ночи. Незабываемое зрелище! Тысячи киловатт сияют, разгоняя
ночь, на палубе совсем светло, паруса отбрасывают тени.
Но вот суда, одно за другим гасят иллюминацию и спешат к
берегу, лов закончен. Теперь становится видна россыпь огней
Хакодате, ночь вступает в свои права.
Ваш Литау,
13.07.2005 г.