Посвящается экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена
и М.П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный",
открывшей Антарктиду.
"АПОСТОЛ АНДРЕЙ"
ИДЕТ ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
14 сентября 2004 года в
Санкт-Петербурге был дан старт нового, уже третьего по счету,
кругосветного плавания знаменитой российской яхты "Апостол
Андрей". Очередной проект капитана Николая Литау, как
и две предыдущих кругосветки, оказался настолько же сложным
и ярким, насколько "ледяным" и суровым. На этот
раз отважным яхтсменам предстояло пересечь Атлантический океан
с тем, чтобы, достигнув берегов самого неприступного континента
- далекой Антарктиды, обогнуть ее, не выходя севернее 60
параллели, (согласно международному договору границы антарктического
региона), и попытаться пересечь параллель 70° южной широты,
установив рекорд проникновения парусных яхт на юг.
Символично, что плавание "Апостола
Андрея" началось 185 лет спустя после того, как на поиск
"льдинного" материка на шлюпах "Восток"
и "Мирный" отправилась экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена
и М.П.Лазарева, в 1820 году открывшая Антарктиду. Это событие
стало одним из самых значительных достижений российского флота.
В ХХ веке, когда началась "героическая эпоха" антарктических
исследований, наш флаг вновь гордо развевался над ледяным
панцирем самого неизведанного континента: ровно 50 лет назад,
в 1955 году начала работу Первая советская антарктическая
экспедиция, положившая начало регулярным отечественным исследованиям
материка. Вслед за первооткрывателями, преодолевая ледяные
преграды, "Апостол Андрей" поставил своей целью
принести Андреевский стяг и поднять белый парус над паковыми
льдами и гигантскими айсбергами.
Не случайно идея плавания была поддержана
Военно-морским флотом России и Правительством Москвы, а соорганизатором
экспедиции, совместно с Клубом "Приключение", выступило
старейшее российское издание журнал "Вокруг Света".
Спонсорами проекта стали известные российские компании.
Четыре месяца спустя после старта,
оставив за кормой более 9000 миль "Апостол Андрей"
с шестью отважными яхтсменами на борту вторгся в чертоги Снежной
королевы. Ледяная красавица встретила гостей холодно: жестокий
шторм в море Содружества, непростая ледовая обстановка в море
Дейвиса и море Д'Юрвиля. Пробираясь ледовыми лабиринтами,
среди айсбергов и туманов, яхта пересекла Южный полярный круг,
посетила французскую антарктическую станцию Дюмон Д'Юрвиль,
расположенную в районе Южного магнитного полюса, и обогнула
Балленский ледяной массив, самый ледовитый район восточной
Антарктики. Половина антарктической окружности осталась позади,
и ветры нужных направлений позволяли надеяться на успешное
завершение "ледового" похода, когда в ночь на 3
марта случилось непредвиденное. Находясь в семистах милях
от побережья материка в точке с координатами 63°44' ю.ш. и
169°15' з.д., из-за поломки рулевого устройства "Апостол
Андрей" лишился возможности управляться. Детальный осмотр
оборудования показал - потеряно перо (лопасть) руля, дальнейшее
движение по намеченному маршруту невозможно. Использовав деревянную
дверь кубрика в качестве пера, а спинакер-гик взамен балера
(оси руля), экипаж изготовил временный руль и направился к
ближайшей земле - Новой Зеландии. От её берегов яхту отделяло
порядка 1300 миль. Яхтсменам пришлось возвращаться на северо-запад,
против преобладающего направления ветров, миновать зону осенних
циклонов и пересечь "неистовые" пятидесятые широты.
Плохо управляемая яхта не могла
сопротивляться сильным встречным ветрам: за первые четверо
суток после аварии, при средних переходах по 80 миль, "Апостолу
Андрею" удалось приблизиться к цели всего на 100 миль.
Еще через несколько дней яхта попала в ураган, сила ветра
в котором превысила 31 м/с, что соответствует 12 баллам по
шкале Боффорта. Наконец, 1 апреля российская яхта прибыла
в Веллингтон, пройдя без руля в общей сложности 2250 миль.
В столице Новой Зеландии Веллингтоне лодку подняли из воды,
изготовили и установили новый руль, произвели необходимый
ремонт. Обретя возможность управляться, в ожидании новой антарктической
навигации российское судно направилось к родным берегам в
порт Владивосток, чтобы осенью вновь взять курс на Антарктиду.
Благодаря помощи моряков Тихоокеанского флота, был закончен
ремонт руля и завершена подготовка судна к продолжению кругосветки.
Осенью 2005 года, покинув ставшую
родной гавань яхт-клуба "Семь футов" яхта пересекла
Тихий океан и вернулась в море Росса, в район, где был утерян
руль. "Апостол Андрей" благополучно достиг российской
антарктической станции Беллинсгаузен.
15 марта 2006 года "Апостол
Андрей" замкнул рекордное Антарктическое кольцо в точке
пересечения 60-й южной параллели и Гринвичского меридиана.
К югу от незримой границы Антарктики яхта провела 112 суток.
Главная цель Третьей кругосветной экспедиции "Апостола
Андрея" достигнута!
На разных этапах антарктической
эпопеи в плавании приняли участие яхтсмены из разных городов
России. Весь маршрут прошли бессменный капитан яхты Николай
Литау (Москва), заслуженный мастер спорта, кавалер Ордена
Мужества, и питерский художник Анатолий Семенов, яхтенный
рулевой, кандидат в мастера спорта.
Обязанности старшего помощника капитана
от старта до вынужденного захода в Новую Зеландию исполнял
Александр Киреев (Московская обл.), мастер спорта международного
класса, кавалер Ордена Почета, участник двух первых кругосветок.
Членами экипажа также стали: Роман Смирных (Москва),
мастер спорта, участник двух предыдущих походов, награжден
Медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II
Степени; Сергей Жуков (Москва), яхтенный рулевой I
класса, кандидат в мастера спорта, Дмитрий Стадниченко
(Москва), яхтенный капитан; Андрей Балымов (Санкт-Петербург),
победитель Чемпионата России в классе "Луч 2" в
1992 году; врач Александр Шмигельский (Москва), Михаил
Каптюг (Владивосток), первый боцман "Апостола Андрея"
Владимир Киреев (Тверь), Сергей Николаев (Москва),
Александр Руднев (Новосибирск). На переходе от Веллингтона
до Владивостока к российским членам команды присоединился
новозеландский журналист и яхтсмен Кевин Кадби (Kevin
Cudby), ставший первым иностранцем в дружной "апостольской"
семье.
Маршрут
Третьего кругосветного плавания
яхты "Апостол Андрей"
№
|
Пункт |
Страна |
Расстояние,
мили |
Дата
выхода |
между портами |
всего |
1 |
Санкт-Петербург |
Россия |
|
|
14.09.2004 |
2 |
Киль |
Германия |
770 |
770 |
26.09.2004 |
3 |
Зебрюгге |
Бельгия |
350 |
1120 |
03.10.2004 |
4 |
Мадейра |
Португалия |
1430 |
2550 |
19.10.2004 |
5 |
Прая |
Кабо-Верде |
1150 |
3700 |
01.11.2004 |
6 |
Салвадор |
Бразилия |
1925 |
5625 |
21.11.2004 |
7 |
Рио-де-Жанейро |
Бразилия |
725 |
6350 |
30.11.2004 |
8 |
Монтевидео |
Уругвай |
1020 |
7370 |
14.12.2004 |
9 |
о. Южная Георгия |
Великобритания |
1430 |
8800 |
28.12.2004 |
10 |
Юж. Сандвичевы
о-ва |
Великобритания |
385 |
9185 |
01.01.2005 |
11 |
ст. Дюмон д'Дюрвиль |
Франция |
5135 |
14320 |
21.02.2005 |
12 |
Море Росса
(авария и отход к Н.Зеландии) |
|
1450 |
15770 |
03.03.2005 |
13 |
Веллингтон |
Новая Зеландия |
1330 |
17100 |
07.05.2005 |
14 |
Нуку'алофа |
Королевство Тонга |
1385 |
18485 |
23.05.2005 |
15 |
Фунафути |
Тувалу |
830 |
19315 |
01.06.2005 |
16 |
Баирики |
Кирибати |
715 |
20030 |
10.06.2005 |
17 |
Маджуро |
Маршалловы
о-ва |
370 |
20400 |
16.06.2005 |
18 |
Хокадате |
Япония |
2670 |
23070 |
10.07.2005 |
19 |
Владивосток |
Россия |
425 |
23495 |
23.10.2005 |
20 |
Пусан |
Корея |
510 |
24005 |
31.10.2005 |
21 |
Трук |
Каролинские
о-ва |
2160 |
26165 |
26.11.2005 |
22 |
Порт
Вила |
Вануату |
1820 |
27985 |
18.12.2005 |
23 |
Окленд |
Новая
Зеландия |
1235 |
29220 |
07.01.2006 |
24 |
Крайстчёрч |
Новая
Зеландия |
675 |
29895 |
16.01.2006 |
25 |
море Росса
(прод-е антарктического кольца)
|
|
1350 |
31245 |
25.01.2006 |
26 |
о. Петра I |
|
2100 |
33345 |
10.02.2006 |
27 |
ст.
Академик Вернадский |
Украина |
660 |
34005 |
21.02.2006 |
28 |
ст. Порт Локрой |
Великобритания |
35 |
34040 |
22.02.2006 |
29 |
о. Десепшен |
|
135 |
34175 |
24.02.2006 |
30 |
ст. Беллинсгаузен |
Россия |
70 |
34245 |
03.03.2006 |
31 |
точка 60° ю.ш.,
0° д. |
|
1725 |
35970 |
15.03.2006 |
32 |
Кейптаун |
ЮАР |
1730 |
37700 |
06.04.2006 |
33 |
Уолфиш-бей |
Намибия |
715 |
38415 |
19.04.2006 |
34 |
о. Святая Елена |
Великобритания |
1225 |
39640 |
01.05.2006 |
35 |
о. Вознесения |
Великобритания |
705 |
40345 |
10.05.2006 |
36 |
Дакар |
Сенегал |
1375 |
41720 |
30.05.2006 |
37 |
Понта-Делгада,
Азорские о-ва |
Португалия |
1460 |
43180 |
22.06.2006 |
38 |
Торки |
Великобритания |
1250 |
44430 |
10.07.2006 |
39 |
Киль |
Германия |
650 |
45080 |
27.07.2006 |
40 |
Санкт-Петербург* |
Россия |
770 |
45850 |
06.08.2006
|
* - Указана дата прихода в Санкт-Петербург и окончания
Третьего кругосветного плавания - 6 августа 2006 года.
Суммарное количество миль указано согласно предварительным
подсчетам по генеральному курсу. Всего же - "по лагу"
- в третьей кругосветке "Апостол Андрей" оставил
за кормой 49650 морских миль.
|