"Апостол
Андрей", яхта оставившая за кормой не одну тысячу морских
миль, имеет и свою земную биографию. Чтобы осуществить проект,
задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным
морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а
лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью,
а главное - льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально
отличался от привычных конструкторских решений: корпус было
предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.
1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То,
что строительство затянется на долгих три года, предположить
не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические
и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов
экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не
прекращалась. Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно
московская компания "Электра" готовила проект
яхтенного электрооборудования, в Петербурге в конструкторском
бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного
оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице,
в мастерской Прохорова шились паруса.
Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд
и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских
машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного
завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим
членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы
не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес,
и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа
1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября
перегнали в порт приписки Москву.
Все три года строительства лодка жила без имени. Найти
подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради
которой было прожито и пережито немало, оказалось делом
нелегким. В газете "Московская правда" был даже
объявлен конкурс. Названия, присланные в редакцию, были
красивыми, романтичными, реалистичными: от "Витуса
Беринга" до "Мастера и Маргариты". Но ни
одно не стало единственно точным. Тогда, помня о традициях
русского флота, Клуб "Приключение" обратился с
просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II
благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты
имя. Ответ пришел неожиданный:
"Благодарю Вас
за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что
в ознаменование 300-летия Российского флота построенная
в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие.
Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая
во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать
этой яхте название "Апостол Андрей". На
мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского
флота с именем святого апостола Андрея Первозванного,
чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался
на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное
плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте
название, с честью и достоинством перед всем миром
свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося
ныне Отечества нашего и славных традициях Российского
флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем
плавании".
|
|
Чин освящения
состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил
иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского
на Большой Полянке.